– это одна из форм
народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские.
Народные промыслы
Слайд 3
Деревянные изделия.
Глиняные изделия.
Народные
художественные промыслы
Народные промыслы России
Слайд 4
Деревянные изделия
Хохломская роспись
Семёновская игрушка. Загорская матрешка.
Полохов-майданская роспись
Городецкая роспись
Богородская игрушка
Слайд 5
Народно-художественные промыслы
основаны на коллективном творчестве и торговых
отношениях, развивающих местную культурную традицию.
Промыслы существовали в России со
времён Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее производство, рукотворность изделий.
Культурная традиция по преемственности переходила от отца к сыну, от мастера к мастеру.
Слайд 6
Городец
Городец - один из малых исторических городов
России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком
левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.
Слайд 7
Городец
В древности Городец на Волге назывался малым Китежем.
Славился
мастерами - «Домовиками», главным делом которых было строительство домов.
Дома
покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников – свадебных, поминальных, именинных.
Слайд 8
Городец
Образ коня – древний, связанный с культом солнца.
Древний
человек думал и верил в то, что если нарисовать
солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом.
Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.
Слайд 9
Мотив «конь»
«конь» является символом солнца, пожеланиями счастья.
Слайд 10
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец
и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку
в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Слайд 11
С помощью простых инструментов - ножа и топора,
вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым
изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивались в стиле городецкой росписи.
В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку.
Слайд 12
Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись
на прялках - знаменитая "городецкая роспись"
Городецкий узор.
Слайд 13
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье,
в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки
Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское.
Слайд 14
На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр
сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную
посуду, конские дуги, сани, детские игрушки.
Слайд 15
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней,
петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с
белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 16
КОМПОЗИЦИЯ
цветочная роспись;
мотив «конь» или «птица»;
сюжетная роспись.
Слайд 17
Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны
на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где
позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.
Слайд 18
Цветочная роспись
«РОМБ»
«ГИРЛЯНДА»
«ПОЛОСА»
«ВЕНОК»
Слайд 19
Мотив «птица»
Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное
благополучие, пожелание семье множества детей.
Слайд 20
Сюжетная
роспись.
Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный,
глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается
многоцветие Городецкого колорита.
Слайд 21
В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки
цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным
и сочным ударом.
Элементы Городецкой росписи
Слайд 22
Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром
игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной
столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки.
Богородская
игрушка
Слайд 23
Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С
давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках
резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки.
Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции - при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ».
Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.
Слайд 24
Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной
пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при
Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.
Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.
Слайд 25
Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки,
рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий.
Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.