Слайд 2
Содержание
Введение
Педагогика Конфуция
Моральные принципы Конфуцманской педагогики
Воспитание «благородного мужа»
Заключение
Список использованной
литературы
Слайд 3
Введение
Если заслуги учителя определяются тем,
насколько его жизнь, его опыт и мысли продлеваются в
учениках, то Конфуция и в самом деле можно назвать величайшим учителем всех времен: имя его стало символом мудрости целого народа, а память о его жизни, о его неповторимой личности сохранилась до наших дней.
Конфуций был первым и, может быть, самым убежденным и самым последовательным защитником культуры в человеческой истории. Этим определено его значение как педагога.
Слайд 4
В процессе учебы, считал
Конфуций, человек становиться лучше и нравственнее, стремится к исправлению
недостатков и неправильных поступков. Он обосновал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников.
Конфуций, его ученики и представители конфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятники древней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.
Слайд 5
Педагогика Конфуция
Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской
школы «Жуцзя» Конфуций (551-479 гг. до н. э.) был
первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.
Конфуций считал, что воспитание и образование для человека так же необходимы, как добывание материальных средств к существованию.
Слайд 6
Мудрец впервые в истории стал
ратовать за равенство всех людей в обучении, за предоставление
всем равных возможностей учиться. Это поистине революционное новшество стало возможным потому, что Конфуция интересовало не происхождение его учеников, не их жизненные планы, даже не их способность, а, прежде всего – сами эти ученики как личности. Он никогда не судил о людях, если не встречался с ними лично и не мог сам составить о них суждение. Поднявшись выше предрассудков и всех суждений о человеке, он пришел к одной простой истине: «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».
Девиз ЮНЕСКО
Слайд 7
Конфуций считал, что правители должны заботиться
о просвещении народа. До него система образования Древнего Китая
состояла, из казенных школ различных ступеней, которые содержались властями и в которых в качестве учителей выступали главным образом чиновники высоких рангов. Казенные школы практически были недоступны представителям простого народа, чьим уделом считался тяжелый физический труд. В них обучались в основном дети аристократии и богатых китайцев.
Ученый Чжу Чисинь считает, что в Древнем Китае в период с 770-478 гг. до н. э. в системе образования произошли заметные изменения, которые связаны с появлением частных школ. Именно Конфуций положил начало этому новому типу учебного заведения. Он создал первую в Китае частную школу, в которой могли поступать все люди независимо от их социального положения. Предоставив своим ученикам равные возможности, философ начал проводить в жизнь идею всеобщего образования. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что «в обучении не должно быть различия между людьми». Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.
Слайд 8
Свою школу Конфуций основал в столице
царства Лу – городе Цюйфу . Школа была сравнительно
большой по своим размерам и состояла из двух помещений: «тан», где ученики занимались, и «нэй», где они жили. В хорошую погоду занятия проводились во дворе под тенью абрикосового дерева. Она предназначалась для молодых пытливых умов того времени. Конфуций принимал в число своих учеников тех, кто действительно стремился к знаниями, независимо от их социального происхождения. Он говорил: «Если человек не жаждет получать знаний, то я не буду учить его». В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.
Слайд 9
Известен факт о том, что
ученик Фань Чи просил Конфуция научить его земледелию и
огородничеству. Учитель сказал ему, что его познания в этой области хуже, чем у опытных земледельцев и огородников. Когда Фань Чи ушел, Конфуций подумал: «Мелкий человек, этот Фань Чи». Все виды физического труда Конфуций считал уделом мелких, неграмотных людей, игнорировал трудовое воспитание и знание производственного характера
Слайд 10
Исходя из индивидуальных склонностей своих
учеников, в зависимости от их способностей, Конфуций подразделял их
на группы и решал, чем им заниматься. Так, одни должны были посвятить себя изучению норм поведения, другие – письменности, третьи призваны специализироваться в области политики и т.п.
Многие китайские исследователи истории педагогики отмечают, что метод учета индивидуальных способностей учащихся берет свое начало именно от Конфуция. Это дает основание утверждать, что мудрец является создателем первой в Китае авторской школы.
Слайд 11
Китайский ученый-педагог Чжоу Юйдэ дает
высокую оценку педагогическому профессионализму Конфуция.
Во-первых, он
проявляет большую «демократичность» в отношениях с учеником: уважая его как личность, выслушивал его мнения и доводы во время бесед и дискуссий.
Во-вторых, он вовсе не стремился сдерживать инициативу учащихся и даже высказывал к ним снисхождение, был сам сдержан и уступчив. Он считал, что ученики не должны быть слишком податливыми перед лицом авторитета учителя в процессе познания истины.
Слайд 12
Моральные принципы Конфуцианской педагогики
Конфуций считал,
что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому
оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.
Философ стал первым в истории человечества педагогом, который не только ценил своих учеников за их неповторимые индивидуальные качества, но и провозгласил целью обучения развитие природных задатков учащихся.
Слайд 13
Воспитание «благородного мужа»
Под образованием как общественным
явлением Конфуций понимал единство двух процессов: воспитания и обучения.
Основная цель образования – это духовный рост личности, ее совершенствование до идеала благородного человека «цзюньцзы», носителя высших моральных качеств. Среди нравственных характеристик «цзюньцзы» прежде всего, называются следующие три: уважение воли неба (судьбы); правителя; мудрых людей.
«Благородный» человек должен постоянно самосовершенствоваться, соблюдать «нормы поведения». Мудрец понимал под ними не просто житейские правила, а «принципы «должного», «благопристойного» поведения человека по отношению к другим людям», в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость.
Слайд 14
Характеризуя учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что
он особо выделял две добродетели, которыми должен обладать человек,
- долг и гуманность
Долг – это бескорыстное внутреннее побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственного…
Гуманность – это любовь к людям: «быть в состоянии смотреть на других как на самого себя – можно назвать искусством гуманизма»
Слайд 15
Конфуций и его последователи считали,
что в первую очередь надо любить своих родственников, а
потом уже всех остальных. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, - любить детей и проявлять по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить старшим. Только благородный муж, в понимании Конфуция, достоин, быть примерным сыном, хорошим братом, верным другом и самое главное – настоящим подданным своей страны.
В отношениях между друзьями важны прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать знания и нравственно отводить ей незавидную участь. До замужества девушка должна служить своим родителям, после свадьбы – мужу, после смерти мужа – его родителям и сыну.
Слайд 16
Заключение
Конфуций создал учение, которое находилось
на авансцене политической и культурной жизни Китая две с
половиной тысячи лет и продолжает вызывать споры и в двадцать первом столетии.
Этическое учение определило основы всего китайского менталитета, став главным фактором поразительной живучести китайской цивилизации.
Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна – хранительница древней культуры.
Слайд 17
Список использованной литературы:
1. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и
идеал гармонии в древней китайской культуре. Вопросы философии.1994 г.,
№6, с. 82.
2. Кирилов А. Мудрец из мудрецов Поднебесной. Эхо планеты. 1999г., № 45., с. 26-31
3. Клепиков В.З. Конфуций – выдающийся педагог Древнего Китая. Педагогика, 2001г. №3., с. 73-80.
4. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982 г.