Слайд 2
Немцы добровольно прибывали в Россию на поселение по
приглашению российских государей с момента образования Московского государства. Наибольший
их приток произошёл во время правления Екатерины II. 4 декабря 1762 года императрица издала указ, которым приглашала немцев селиться на пустующих землях Самарской и Саратовской губерний. Государыня выделила приезжим земли на Нижней Волге, освободила от воинской обязанности, разрешила свободу вероисповедания и т. д. В Россию ехали не только немцы, но и голландцы, французы, швейцарцы, австрийцы. В основном это были квалифицированные специалисты: военные, медики, ремесленники, ювелиры, живописцы и др.
Как в Поволжье оказались немцы?
Слайд 3
Оказавшись в условиях иноэтничного окружения, поволжские немцы образовали
замкнутую в этнокультурном отношении группу населения. Преграду на пути
естественной ассимиляции поволжских колонистов ставил целый ряд факторов: приверженность немецкому языку национальной религии, однородность этнического состава населения колоний, отсутствие национально-смешанных браков. Благодаря действию этих факторов немецкой диаспоре Поволжья в течение длительного времени удавалось противостоять ассимиляционному процессу.
Слайд 4
Традиционное жилище
В новом месте немцы стараются воссоздать свой
традиционный жизненный уклад и делают это с присущей им
методичностью и обстоятельностью: строят дома, высаживают огороды, обзаводятся птицей и скотиной, развивают ремесла. Образцовым немецким поселением можно назвать Сарепту, основанную в 1765 году в устье реки Сарпы, что южнее Царицына. Селение было огорожено земляным валом, на котором возвышались пушки – защита в случае набега калмыков. Вокруг раскинулись пшеничные и ячменные поля, на реке были установлены пильные и мучные мельницы, а к домам подведен водопровод. Поселенцы могли использовать неограниченное количество воды не только для хозяйственных нужд, но и для обильного полива насаженных вокруг фруктовых садов. Со временем в Сарепте начало развиваться ткачество, которое распространилось и на другие поселения: помимо использования крестьянского труда там запустили и фабричное производство. Легкая хлопчатобумажная ткань сарпинка, пряжу для которой доставляли из Саксонии, а шелк из Италии, пользовалась огромным спросом.
Слайд 5
Жилище
На территории Саратовской области насчитываются более 200 населенных
пунктов, имеющих немецкие корни, в которых сохранились дома старой
постройки, церкви, мельницы, частично сохранились кладбища.
Среди таких населенных пунктов выделяется г. Маркс (бывшая немецкая колония Екатериненштадт), расположенный на Волге. В городе сохранилась немецкая архитектура, старый лютеранский собор, построенный в начале ХХ в., который сейчас работает, новый католический собор. Центральные улицы Маркса – это старые немецкие дома, которые помнят величие города как центра автономной области немцев Поволжья.
Слайд 6
Музей-заповедник Старая Сарепта
В новом месте немцы стараются воссоздать
свой традиционный жизненный уклад и делают это с присущей
им методичностью и обстоятельностью: строят дома, высаживают огороды, обзаводятся птицей и скотиной, развивают ремесла. Образцовым немецким поселением можно назвать Сарепту, основанную в 1765 году в устье реки Сарпы, что южнее Царицына. Селение было огорожено земляным валом, на котором возвышались пушки – защита в случае набега калмыков. Вокруг раскинулись пшеничные и ячменные поля, на реке были установлены пильные и мучные мельницы, а к домам подведен водопровод. Поселенцы могли использовать неограниченное количество воды не только для хозяйственных нужд, но и для обильного полива насаженных вокруг фруктовых садов. Со временем в Сарепте начало развиваться ткачество, которое распространилось и на другие поселения: помимо использования крестьянского труда там запустили и фабричное производство. Легкая хлопчатобумажная ткань сарпинка, пряжу для которой доставляли из Саксонии, а шелк из Италии, пользовалась огромным спросом.
Слайд 7
Костюм
Традиционная немецкая одежда зародилась в XVI-XVII веках, но
в XIX веке уже вышла из употребления.
Немецкая одежда
многофункциональна по назначению, скромна и неярка по расцветке. В ней гармонично сочетаются жакеты и жилеты традиционного европейского покроя вместе с чисто русскими платками, шалями и картузами.
Основные элементы женской одежды - корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник.
Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. Обувь - кожанные башмаки с пряжками, сапоги, изредка - деревянные башмаки.
Слайд 8
Особенности национального характера
Хозяйки-немки славились чистотой среди других народностей.
Было хорошей традицией демонстрировать свежее выстиранное белье на длинных
веревках во весь двор. Каждая хозяйка, проходя мимо, тщательно осматривала бельё, оценивая степень белизны. По чистоте белья определялись качества хозяйки дома. В такую семью, с удовольствием отдавали замуж дочерей или брали в жены. Немка тщательно следила за одеждой своей семьи. Очень аккуратно штопались носки (рисунком в клеточку). Хозяйка не могла допустить оторванных пуговиц, нечистого белья, какой-либо неаккуратности, как в одежде, так и в отношении порядка в доме.
Немцы не одобряли женитьбы на русских и украинских девушках. Как правило, мать-немка говорила сыну: будешь ходить в рваных носках на пятках и латаных штанах на коленях.[15]
Волосы у немок всегда были тщательно убраны и причесаны.
Слайд 9
Праздники: Рождество
Одним из самых главных праздников является Рождество
- 24 декабря.
Перед праздником все в доме моется, белится,
украшают жилище комнатными цветами. Надо спешить с уборкой до прихода гонца (Bote), который возвещал о наступающем празднике. Если гонец забывал зайти в какой-либо дом, то это считалось предвестником несчастья[1
Праздник продолжается два дня . Елка устраивалась церкви или в школе и украшалась пряниками и конфетами. В этот день ничего не ели до первой звезды. После окончания вечерней службы детям раздавали подарки - пряники и конфеты с церковной елки. После службы праздник продолжается дома в каждой семье.
Слайд 10
Новый год - 31 декабря.
По обычаю, поздравлявшие стреляли
в порог, а иногда и в дверь дома ружьем,
заряженным самой маленькой дробью. Оглушительный выстрел будил всю семью. Стрельба в Новый год означала поздравление с наступающим праздником.
Вечером накануне Нового года приходил Новогодний Козел, а также гонец, который возвещал о наступающем празднике. В Новый год, около 5 часов утра , молодежь была на ногах, чтобы на рассвете поздравить близких родственников. Дети поздравляли родителей, заранее учили наизусть стихи. Взрослые также поздравляют друг друга.
Выслушав поздравления, хозяева одаривали пришедших. Дети получали мелкие медные монетки или конфеты. Взрослых угощали водкой, холодной закуской - колбасой, ветчиной, салом; дарили небольшие подарки - платки. Перед и после трапезы обязательно читали молитву. За столом пели народные песни.
Слайд 11
Вальпургиева ночь -30 апреля
Это наиболее значительный из языческих
праздников, посвященный плодородию в ознаменование расцветающей весны. Название Вальпургиевой
ночи связано с именем святой Вальпурги, монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая.
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Вальпургиева ночь чем-то похожа на Хеллоуин.