Слайд 2
«Если судить о Некрасове не по плохим литературоведческим
работам, не по произвольно вырванным из текста цитатам, если
читать великого классика не по хрестоматиям с одним и тем же набором текстов, тогда поэт явится во всей мощи своего неповторимого дарования, во всей отваге своего новаторства, определившего пути нашей литературы на столетие (или даже более) вперед», ‒
писал современный писатель, журналист, публицист и критик Д. Быков.
Слайд 3
Детство, юность, первые шаги в литературе
Николай Алексеевич Некрасов
родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии.
Отец, Алексей Сергеевич, происходил из мелкопоместных дворян, был человеком почти необразованным, сурового и властного нрава, заядлым охотником и картежником.
Мать, Елена Андреевна, напротив, отличалась образованностью, умом и высокими душевными качествами.
Слайд 4
Поэт всю жизнь идеализировал образ матери, а отца
считал виновником и ее загубленной судьбы, и своего несчастливого,
рано закончившегося детства.
Тяжелое материальное положение семьи и образ жизни отца не позволяли дать детям хорошее начальное образование, по мере возможности мать учила их сама.
Некрасов всю жизнь наверстывал чтением и напряженной интеллектуальной работой то, чего не получил в детстве.
Слайд 5
Судьбе угодно было, что я пользовался крепостным хлебом
только до 16 лет, далее я не только не владел
крепостными, но, будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли.
<...> Я когда-то написал: «Хлеб полей, возделанных рабами, Нейдет мне впрок...»
Написав этот стих еще почти в детстве, может быть, я желал оправдать его на деле.
Слайд 6
Кроме того, суровое отцовское воспитание закалило Некрасова, сделало
его стойким к житейским трудностям, воспитало в нем недюжинную
смелость.
Унаследовав от отца страсть к охоте, он в одиночку ходил на медведя, был прекрасным наездником, его неутомимость и работоспособность поражали знакомых.
Слайд 7
Поэт с детства изнутри знал народную жизнь, наблюдая
ее изо дня в день, играя с деревенскими детьми,
будучи свидетелем самых разных сцен, судеб, изучая крестьянские характеры.
Слайд 8
С детства вошли в сознание поэта два центральных
образа его творчества ‒ дорога и Волга.
«Сельцо Грешнево
стоит на трактовой ярославско-костромской дороге... <...> и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства»,
‒ вспоминал Н. А. Некрасов (тракт ‒ большая проезжая дорога).
Слайд 9
Волга же стала для Некрасова одновременно воплощением мощи,
широты, красоты Русской земли и рекой народных страданий.
Один
из магистральных образов его поэзии ‒ бурлак (рабочий, который тянул водные суда вверх по реке, против течения), тянущий непосильную ношу, символ тяжкой народной доли, унижения и бесправия.
Слайд 10
В 16 лет Некрасов при поддержке матери твердо решил
поступать в университет, ожидая, что такой шаг кардинально изменит
его жизнь, а главное ‒ даст возможность вырваться из гнетущей атмосферы родного дома.
Была у Некрасова и еще одна мечта, связанная со столицами, ‒ литературное поприще.
Отец же хотел видеть сына военным и настаивал на поступлении в кадетский корпус.
Слайд 11
В 1838 году Некрасов приехал в Петербург, но в
университет поступить не смог из-за недостаточной подготовки.
В кадетский
корпус он категорически отказался поступать, за что был лишен всякой материальной поддержки со стороны отца.
Началось время скитаний по углам, жизнь впроголодь.
Слайд 12
«Можно с уверенностью сказать, что ни один большой
русский писатель не имел ничего даже близко подходящего к
жизненному и житейскому опыту, через который прошел молодой Некрасов.
Не переварился так, буквально в семи кипятках, как он, в первые петербургские годы...» ‒
написал биограф и исследователь творчества поэта Н. Н. Скатов.
Слайд 13
В эти в буквальном смысле голодные и холодные
годы Некрасов дал себе клятву, которая, возможно, и спасла
его ‒ «не умереть на чердаке».
Он брался за любую работу: за копейки писал прошения и письма, мелкие журнальные и газетные заметки и статьи, театральные и книжные рецензии.
Слайд 14
Несмотря на тяжелейшие условия жизни, литературные мечты Некрасова
сбываются: его знакомят с В. А. Жуковским, стихи начинают публиковать
в журналах, а в 1840 году выходит первый сборник «Мечты и звуки».
В. Г. Белинский отметил не только безусловное умение молодого автора «слагать стихи», но и отсутствие оригинальных идей.
Слайд 15
Это заставило Некрасова на некоторое время вообще отказаться
от «серьезных» стихов и писать только для заработка:
тексты
для лубочных изданий (литература, издававшаяся для простого народа: сказки, нравоучительные или приключенческие истории и т. д., отличалась примитивностью содержания и оформления);
фельетоны (жанр журналистики, статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, часто с элементами юмора и сатиры, помещаемая в специальном отделе газеты);
заметки, рецензии, театральные обозрения, либретто для водевилей (театральный жанр, легкая, простая по сюжету комическая пьеса с музыкой и пением куплетов);
позже работать соредактором «Литературной газеты».
Слайд 16
Недостаток образования он компенсировал постоянным и бессистемным чтением:
«Разбирать приходилось всякие книги, какие только попадались под руки,
не одни художественные, но подчас и самые ученые».
Слайд 17
К концу 1841 года материальное положение Некрасова значительно улучшилось,
он уже довольно прочно встал на ноги смог навестить
семью, однако дома его ждала страшная новость: всего за три дня до его приезда скончалась мать.
После ее смерти и последовавшей через год смерти любимой сестры Елизаветы уже ничто не связывало Некрасова с родным домом и семьей.
Слайд 18
В конце 1842 года Некрасов наконец познакомился с В. Г.
Белинским.
Будущий компаньон Некрасова по редакторской деятельности И. И. Панаев
утверждал, что великий критик полюбил молодого журналиста «за его резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд, не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни...».
Слайд 19
В первое время «ученичества» под руководством Белинского Некрасов
выступал не как поэт, а как прозаик: писал рассказы
и повести в духе «натуральной школы», но его поэтический дар рано или поздно не мог не проявить себя.
Слайд 20
Творчество Н. А. Некрасова в 1845‒1850 годы
Первым произведением, которым Некрасов
заявил о себе как о совершенно оригинальном поэте, стало
стихотворение «В дороге» (1845).
В нем сразу обозначились идейно-художественные и стилистические особенности творчества поэта.
Слайд 21
В основе стихотворения ‒ противопоставление двух миров, чуждых
и даже враждебных друг другу: мира господ и бесправных
крепостных.
Одни потакают своим капризам, другие не имеют права распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни трудом.
Из-за барской прихоти искалечена жизнь двух людей: крестьянской девушки, выросшей в господском доме, и ее деревенского мужа.
Слайд 22
Ямщик рассказывает только о внешних тяготах своей семейной
жизни, о глубокой душевной драме своей жены он не
может рассказать, так как не понимает ее сути, но все прочитывается между строк.
Муж жалеет Грушу, как может, но и свою женитьбу воспринимает как наказание: за что ему досталась такая «блажная» жена?
Он не понимает ее и боится, что и сына она «испортит».
Слайд 23
Рассказ ямщика особенно трогает еще и потому, что
он безыскусно прост, речь его естественна, изобилует просторечиями, бытовыми
подробностями и деталями.
Создается эффект достоверности, как будто эта картина взята прямо из жизни и перенесена поэтом на бумагу без всякого художественного домысла.
В истории Груши и ее мужа проступают трагические черты народной жизни в целом, она расширяется до масштабов типической картины.
Слайд 24
В 1846 году Некрасов под впечатлением поездки в Грешнево
написал стихотворение «Родина», в котором отражен взгляд много пережившего
и передумавшего человека на свое детство, на то, что сформировало его характер и душу, со всеми высокими и позорными качествами.
Лирический герой «личной» поэзии Некрасова тесно слит с автором, а самому поэту свойственны были моменты острого недовольства собой, угрызений совести за то, что он ‒ потомок и наследник «разврата грязного и мелкого тиранства», за то, что «иногда бывал помещиком и я».
Слайд 25
Постепенно в поэзии Некрасова все явственнее звучит мотив
сострадания и любви к «униженным и оскорбленным», к страдающим
и бесправным.
Поэт находит для выражения этих чувств новую форму ‒ монолог от лица героя.
«Это поиск высокого в самом низком и обретение в низком высокого на основе страстного сострадания, ‒
писал литературовед Н. Н. Скатов. ‒
В этом прослеживается гоголевская традиция изображать «чердаки жизни» и их обитателей с целью пробудить в читателе Любовь, ибо, как писал Н. В. Гоголь, «сострадание есть уже начало любви».
Слайд 26
В 1847 году Некрасов создал, по словам Тургенева, «удивительное
произведение» ‒ стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...».
Предвосхищая
героев Достоевского, Некрасов вводит в литературу образ женщины, которую нищета и безнадежность приводят к падению.
Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через текст и связывающих его воедино: сумерки, холод, болезнь, бедность.
Слайд 27
Любовь тесно слита с яростью и злостью, сострадание
– с бессилием, невозможностью ничего изменить.
Необходимость бороться и
осознание бессмысленности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности.
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» - одно из наиболее мрачных и трагических в русской литературе.
Слайд 28
В 1840-е годы Некрасов вел большую издательскую работу,
вместе с Белинским выпустил литературные альманахи «Физиология Петербурга», «Петербургский
сборник», «Первое апреля», «Зубоскал».
В полной мере проявился его талант редактора, организатора и финансиста.
Слайд 29
В 1847 году Некрасов и И. И. Панаев стали владельцами
журнала «Современник», задуманного и основанного еще А. С. Пушкиным.
На
протяжении почти двадцати лет под руководством Некрасова журнал был центром русской литературной жизни.
Слайд 30
Издание журнала в годы жесточайшей цензуры было делом
очень непростым.
«Журналистика сделалась делом и опасным, и в
высшей степени затруднительным... надо было взвешивать каждое слово, говоря даже о травосеянии или коннозаводстве», ‒
писал один из журналистов той поры.
Слайд 31
К этому же времени относится начало взаимоотношений Некрасова
с Авдотьей Яковлевной Панаевой, которая стала его гражданской женой.
Их связывали не только чувства, но и работа: в соавторстве они создали два романа, Панаева вникала в дела «Современника», была гостеприимной хозяйкой дома, собиравшего весь цвет литературной жизни.
Слайд 32
Любовной лирике Некрасова по традиции уделяется значительно меньше
внимания, чем гражданским произведениям.
Однако стихи Некрасова о любви
не менее оригинальны и интересны.
Центральное место в любовной лирике поэта занимает так называемый «панаевский цикл», в котором отразилась вся история сложных, напряженных, а порой драматических отношений с этой неординарной женщиной.
Слайд 33
В стихотворениях «Еще мучимый отрастит мятежной...», «Да, наша
жизнь текла мятежно...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы
с тобой бестолковые люди...», «Слезы и нервы» и других образ лирической героини предстает в развитии, в различных проявлениях ‒ от самоотверженности до жестокости, от нежности до ревности.
Все стихи «панаевского цикла» складываются в своеобразный диалог двух сильных, страдающих и заставляющих страдать друг друга людей.
Поэт показывает «прозу любви», откровенно говорит о ссорах, размолвках, непонимании.
Слайд 34
Еще одна важная черта некрасовской любовной лирики –
равноправие, признание за женщиной права на внутреннюю жизнь.
Сострадание
к возлюбленной, чуткость по отношению ко всем движениям ее души и настроения отличает стихотворения «панаевского цикла».
Слайд 35
Творчество Н. А. Некрасова
в 1850 ‒ 1860-е годы
Центральной
темой творчества Некрасова в эти годы стала тема поэта
и поэзии.
В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя им было написано стихотворение «Блажен незлобивый поэт...», которое можно считать программным: в нем отчетливо звучит позиция Некрасова, очевиден его выбор собственной дороги и судьбы в литературе – «тернистый путь», «карающая лира».
Слайд 36
Эта тема продолжается и обретает конкретные черты в
стихотворении «Муза» (1852):
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой
и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков... <...>
Образ Музы ‒ «печальной спутницы печальных бедняков» ‒ впервые возник в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), в котором символически соединяются образы народного страдания и поэзии, которая должна «свету возвестить о них».
Слайд 37
Программным произведением, развивающим тему гражданственности поэзии, является и
стихотворение «Поэт и гражданин» (1856).
Форма стихотворения воспроизводит пушкинский
«Диалог Книгопродавца с Поэтом» и лермонтовское стихотворение «Журналист, Читатель и Писатель».
Слайд 38
Осмыслять в форме диалога тему назначения поэта стало
своего рода традицией в русской литературе.
В стихотворении много
прямых цитат и реминисценций из Пушкина.
Гражданин провозглашает свою позицию перефразированными словами другого поэта – К. Ф. Рылеева:
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (у Рылеева ‒ «Я не поэт, а гражданин»).
Слайд 39
В 1853 году началась русско-турецкая война, на которую откликнулись
почти все мыслящие силы русского общества, осознавая ее как
величайшую трагедию.
Войне посвящены стихотворения Некрасова «14 июня 1854 года», «Орина – мать солдатская» (1863), «Тишина» (1857).
Тема войны осмысливается Некрасовым прежде всего как народное горе.
Слайд 40
В стихотворении «Внимая ужасам войны...» (1855) поэт обращается
к «внутренней», потаенной стороне войны ‒ к горю матерей
павших солдат.
Сравнение плачущих матерей с плакучей ивой, которой «не поднять своих ветвей», подчеркивает глубинную суть материнства, неразрывную кровную связь, наложенную в самой человеческой природе, и вселенские масштабы горя, которое невозможно утолить ничем.
Слайд 41
В 1856 году наконец вышел второй поэтический сборник со
скромным названием «Стихотворения Н. А. Некрасова».
Успех был полный:
«Популярней
его нет у нас теперь писателя» (И. С. Тургенев);
«Вы теперь лучшая надежда, можно сказать – единственная прекрасная надежда нашей литературы» (Н. Г. Чернышевский).
Слайд 42
В творчестве Некрасова 1850‒1860-х годов продолжилась и вышла
на новый уровень крестьянская тема:
«В деревне» (1852),
«Несжатая
полоса» (1854),
«Забытая деревня»,
«Школьник» (1856),
«Песня Еремушке» (1858),
«Крестьянские дети» (1861).
Поэт создает поистине эпические картины народной жизни, непосильного труда, бесправия и безнадежности:
«Размышления у парадного подъезда» (1858),
«На Волге» (1860),
«Железная дорога» (1864).
В этих произведениях перед читателем предстают уже не частные судьбы, из стихотворных строк вырастают всенародные аллегории.
Слайд 43
В 1855 году была написана первая поэма Некрасова ‒
«Саша», за ней последовала поэма о жизни каторжан «Несчастные»
(1856), в 1861 ‒ «Коробейники», а в 1863 ‒ «Мороз, Красный нос» ‒ одна из жемчужин русской литературы, в которой бытописание народной жизни соединяется с высокой поэтикой.
Задуманная первоначально как драматический рассказ о смерти крестьянина, поэма постепенно складывалась в произведение, на первый план которого вышла героиня.
Слайд 44
Подлинно эпическая картина вырастает из жизни одной крестьянской
семьи, из типических характеров.
В поэме достигает своего апогея
(высшая степень, вершина) один из центральных в творчестве поэта образов ‒ образ русской женщины-крестьянки, «величавой славянки», которую убивает тяжкая жизнь.
Она приходит в этот мир работать, страдать и сойти в могилу, не оставив о себе памяти.
Слайд 45
Впервые в творчестве поэта в произведение непосредственно входит
фольклорный образ ‒ Мороз, Красный нос, именно он приносит
героине избавление от страданий, становится для нее спасением, проявляет к ней милосердие.
Слайд 46
В 1854 году произошли важные изменения в редакции «Современника»
‒ на смену умершему В. Г. Белинскому пришел Н. Г. Чернышевский,
которому Некрасов временно передал редакторские обязанности, так как тяжелая болезнь заставила его отойти от дел и год пробыть за границей, в Италии.
С 1859-го и по 1861 год главным идеологом журнала был Н. А. Добролюбов, с которым связаны раскол в некогда единой литературной семье и разрыв с «Современником» многих его прежних авторов.
Слайд 47
Особенно болезненно воспринял Некрасов уход из журнала И. С.
Тургенева и прекращение их многолетних дружеских отношений: ведь именно
Тургенева, несмотря на разрыв, он до самой смерти считал своим единственным задушевным другом.
<...> одинокий, потерянный,
Я как в пустыне стою;
Гордо не кличет мой голос уверенный
Душу родную мою.
Нет ее в мире. Те дни миновалися,
Как на призывы мои
Чуткие сердцем друзья отзывалися,
Слышалось слово любви.
(«...одинокий, потерянный...», 1861)
Слайд 48
Некрасова один за другим преследовали удары судьбы:
в
1861 году умер Н. А. Добролюбов,
был арестован, осужден и сослан
в Сибирь М. И. Михайлов (поэт-переводчик, беллетрист, был близок к редакции «Современника» и к Чернышевскому, арестован за составление и издание прокламации «К молодому поколению», приговорен к ссылке на каторжные работы и отправлен в Сибирь, где вскоре и умер);
в 1862 году умер соредактор «Современника» Иван Иванович Панаев;
был арестован Н. Г. Чернышевский.
Слайд 49
Огромные, нечеловеческие силы приложил Некрасов к тому, чтобы
не только сохранить «Современник», но и удержать его на
прежнем высоком уровне.
Однако в 1866 году в пору ужесточения цензуры журнал все же закрыли. Это был страшный удар для Некрасова, боровшегося за свое детище до самого конца.
С 1868 года Некрасов вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным возглавил журнал «Отечественные записки».
Слайд 50
Изменения происходили и в личной жизни Некрасова: в
1863 году он стал владельцем «одной из лучших российских усадеб»
‒ Карабихи в родной Ярославской губернии.
В 1865 году расстался с Авдотьей Яковлевной Панаевой.
Слайд 51
В 1860-е годы Некрасова окружала не только поэтическая
слава, вокруг него сгустились тучи недоброжелательства и откровенной клеветы,
преследовавшие его до самого конца.
Он был слишком заметной фигурой ‒ издатель, успешный предприниматель, крупнейший поэт своего времени.
Сплетни вызывал его гражданский брак с женой друга и компаньона и в особенности то, что, унаследовав от отца страсть к карточной игре, Некрасов отличался феноменальной способностью всегда оставаться в выигрыше.
Слайд 52
«Отчего клевета не обходила его?
Он имел огромный
талант, и, кроме того, во вторую половину жизни, деньги.
Как, и то и другое!
Многие не могут переносить этого.
Им как будто обидно, точно талант и деньги отняты у них...» ‒
писал давний друг поэта философ Иван Александрович Панаев.
Слайд 53
Некрасов не отвечал клеветникам, только изредка из-под его
пера словно бы случайно выходили горькие и пророческие строки:
Что
ты, сердце мое, расходилося?..
Постыдись! Уж про нас не впервой
Снежным комом прошла-прокатилася
Клевета по Руси по родной.
Не тужи! пусть растет, прибавляется,
Не тужи! как умрем,
Кто-нибудь и об нас проболтается
Добрым словцом.
Слайд 54
«Кому на Руси жить хорошо» (1865‒1878)
Замысел поэмы возник
в начале 1860-х годов, и Некрасов продолжал работу до
конца жизни, но так и не успел завершить ее.
Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности: последовательность глав «Кому на Руси...» оставалась неясной, авторский замысел можно было воспроизвести лишь примерно.
Слайд 55
Сам Некрасов называл свое произведение «эпопеей современной крестьянской
жизни».
Поэт старается коснуться всех граней народного бытия, с
вниманием относится к самым незначительным подробностям народной жизни.
Действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту ‒ периоду, наступившему после отмены крепостного права в 1861 году.
Слайд 56
1870-е годы. «Последние песни»
«Более тридцати лет я все
ждал чего-то хорошего, а с некоторых пор уже ничего
не жду, оттого и руки совсем опустились и писать не хочется. А когда не пишешь, то не знаешь, зачем и живешь», ‒
сетовал Некрасов в письме другу в начале 1870 года.
Слайд 57
В 1870 году в жизнь поэта вошла Фекла Анисимовна
Викторова, которая под именем Зинаиды Николаевны стала его женой,
с ней он обрел позднее спокойное счастье.
Ей посвящена поэма «Дедушка», стихотворения «Ты еще на жизнь имеешь право...» (1876), «3<...>не» (1876), «Пододвинь перо, бумагу, книги...» (1877) и др.
Слайд 58
В 1871 году Некрасов закончил поэму «Дедушка», прототипом героя
которой стал декабрист Сергей Волконский, и начал работу над
поэмой «Русские женщины», посвященной женам декабристов.
Так тема женской судьбы обрела у поэта еще одно звучание: дворянки, разделившие судьбу своих мужей, встают в один ряд с образами Дарьи, Матрены Тимофеевны, других безымянных крестьянок ‒ излюбленных героинь произведений Некрасова.
Слайд 59
В 1874 году вышел последний прижизненный сборник произведений Некрасова,
в 1875 году ‒ последняя поэма «Современники», которая является одним
из наиболее ярких и злых сатирических произведений русской литературы.
В ней перед читателем проходит целая галерея отвратительных и вредных социальных типажей:
тупой помещик, у которого «пьедесталом служит уху ожиревшая щека»;
ростовщики, воры-чиновники всех рангов,
купчины, либералы-демагоги и даже литературные критики, для которых мертвые писатели милее живых.
Слайд 60
В 1876 году здоровье поэта резко ухудшилось.
Цикл «Последние
песни» (1876 ‒1878) ‒ это стихи смертельно больного и
страдающего человека, прощание с жизнью, друзьями, поэзией.
Последнее стихотворение цикла ‒ последняя исповедь и последнее обращение поэта к своей Музе, исполненное надежды и веры.