Слайд 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……….3
Содержание……………..4
Основная часть…………5-13
Заключение…………14.
Слайд 3
Введение
Как и у других финно-угорских народов,у марийцев молодёжь
общалась до брака,собираясь на игрища и посиделки.Тем не менее
,решающие слово в выборе жениха или невесты оставалось за родителями. Возможно,поэтому наряду с браком по сватовству ,устойчиво сохранялась обычай похищение невесты(иногда с согласия девушки ).
Кроме достижения основной цели он давал возможности избежать чрезмерных свадебных расходов. Свадебные приметы и суеверия пришли к нам с давних времен. Некоторые из них были выдуманы специально, чтобы больше выудить денег при выкупе невесты. Другие созданы, чтобы хоть как-то объяснить падающие с неба подарки.
Слайд 4
содержание
Во время сватовства, в случае согласия родителей, договаривались
о сумме денег, которую жених должен был дать в
качестве выкупа (олын), о приданом ( часть которого составлял скот) и о порядке проведения свадьбы. Свадебное торжество складывалось из досвадебного сговора (пунчал), на который приглашались к родителям невесты односельчане; свадебного пира в доме невесты, в котором участвовали родные невесты и приехавшие за невестой родственники жениха; угощения в доме жениха. В целом растянутая во времени свадьба (cyan) представляла яркое, обставленное множеством обрядов и обычаев действо, сопровождавшееся музыкой, песнями, плясками. Его участники были одеты в праздничную традиционную одежду, женщины доставали из сундуков все украшения.
Приход родственников на свадьбу предусматривал их материальное участие: близкие невесты приносили на сговор и свадьбу вино, пиво, угощения; родные жениха, получив сделанные руками девушки подарки, объявляли о намерении выделить молодым овцу, телку или гуся. Отведав приготовленное невестой угощение — мясную лапшу или блины из муки, взятой из родительского дома — оставляли в определенном месте деньги, подарки. Еще в середине нашего века сохранялся обычай, по которому невеста (cyaн удыр) поселялась перед свадьбой в доме дальних родственников — посаженых отца и матери, готовила подарки к свадьбе, лишь спустя некоторое время устраивалось в доме жениха свадебное пиршество. Старой традицией было возвращение молодой женщины после свадьбы на короткий срок в дом родителей. В XX в. в свадебном обряде марийцев произошли значительные изменения. В городских условиях свадьба проводится на новый лад: с торжественной регистрацией брака во Дворце бракосочетания, с поездкой по памятным местам города и широким застольем, в котором принимают участие не только родственники, но и знакомые.
Слайд 5
Именно на свадьбу марийцы надевают самые красивые одежды
и украшения, поют народные песни и исполняют народные танцы,
используют народные инструменты, готовят марийские блюда, по-марийски и молятся – в общем, свадьба настоящий кладезь обрядов и фольклора для этнографа, да и просто для любителя путешествий и краеведения!
Слайд 6
В поселке Морки 7 июня состоялся межрегиональный фестиваль-конкурс
марийских свадебных обрядов.
Несколько десятков пар, все они участники марийских
творческих коллективов, представили на суд жюри нескольких фрагментов марийских свадебных обрядов.
Победителям присудили звания лауреатов и дипломантов 3-х степеней с вручением дипломов и памятных призов, а самые лучшие сценарии конкурсных программ опубликуют в методическом сборнике.
Организаторами фестиваля являются министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности, отдел культуры, физической культуры и спорта Моркинского района, Моркинский районный центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности.
Слайд 7
Основной реквизит, необходимый на праздновании почти каждой свадьбы:
1.
Рушник и каравай.
Это то, с чем будут встречать молодых
на пороге ресторана или банкетного зала. С этим же связаны первые конкурсы и испытания.
Что необходимо обязательно выяснить у тамады?
- на сколько часов он берется вести вашу свадьбу?
- конкретная стоимость его услуг и время оплаты (до или после празднества). Лучше всего расплачиваться после окончания банкета. Пусть это сделает кто-то из верных друзей;
- есть ли дополнительные у
Свадебная фотосъемка.
Свадебная фотосъемка имеет свою особую специфику и опыт здесь немаловажен. Опытный свадебный фотограф запечатлеет лучшие моменты Вашей свадьбы или свадьбы близкого Вам человека. Профессиональная фотосъемка, в сочетании с возможной художественной обработкой фотоснимков, в полной мере передаст яркую пра
Слайд 8
Своды – прощание с холостяцкой жизнью
Своды происходят перед
отправлением пары под венец. Своды – это символическое соединение
жениха и невесты. Обряд совершается под песни, в избе или же во дворе. Молодых подводили друг к другу дружка или сват, соединяли их руки и связывали их платком. Потом молодых водят по кругу – обязательно три раза. В некоторых обычаях пара «нарезает круги» вокруг стола, кадки для теста – в общем, утвари, символизирующей домашний очаг.
Слайд 9
Связываем молодых навеки
Обычаи связывать различные предметы распространены очень
широко. Так, на свадебном банкете часто можно встретить перевязанные
ленточкой две бутылки шампанского. Связанные предметы гордо красуются в течение всего банкета на столе возле молодых. Встречаются обычаи, где жениху и невесте наливают шапманское из связанных бутылок, которые после свадьбы должны целый год храниться в доме молодой семьи. По другим обычаям, связанные бутылки хранятся целый год, после чего одну из них открывают на первую годовщину свадьбы, а вторую – когда у семьи родится первенец. Связывают еще ложки, вилки, бокалы и т.п. У автора этих строк, например, до сих пор хранится пара связанных еще со свадьбы ложек. Что с ними делать, ума не приложу, но пусть лежат – так вот до свадьбы старшего сына, пожалуй, и долежат!
Слайд 10
Осыпание зерном или лепестками роз.
Отправление из дома и
жениха, и невесты, сопровождается похожими обрядами. Из которых самый
распространенный и важный – осыпание хмелем и овсом. Это делается с пожеланиями «В добрый путь!», с желанием счастья и удачи. Вообще, молодых осыпают несколько раз во время церемонии, и всегда это связано с отправлением, когда пара куда-то идет. В Украине осыпают не только овсом и хмелем – может быть и пшеница, и рожь – в принципе, любое зерно, символизирующее урожайность и достаток. Часто вместо зерна используют смесь зерна, конфет и монет.
А когда молодые выходят из ЗАГСа после регистрации брака или из церкви после венчания, их принято осыпать рисом или лепестками роз. Рисовый дождь знаменует рождение послушных, хороших, здоровых детей.
В старину в некоторых областях Российской Империи существовал обычай, согласно которому перед отправлением к венцу жених и невеста должны были одновременно стать ногой в лукошко с овсом.
Слайд 11
На свадьбу – через огонь
Существует обычай перешагнуть через
огонь. В некоторых случаях это происходит при выходе из
дома, в некоторых – при выходе из церкви или ЗАГСа, перед заходом в банкетный зал. В качестве угля может выступать что угодно: заженная лучина, пучок соломы или же просто комок бумаги. Перешагивание через огонь на свадьбе, по повериям, предохраняет молодых от порчи.
Для защиты от злых духов в старину дружки иногда щелкали кнутом или стреляли из ружья. До наших времен этот обычай, практически, не дожил.
Слайд 12
Свадебный каравай
Каравай – обязательный атрибут свадьбы. В древности
на Руси пекли «Рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками
из теста на палочках. Фигурки – это символы жениха и невесты, а палочки – это роща, в которой все деревья растут вместе, а не поодиночке. Тесто – основа каравая и пирогов, всегда считалось символом плодородия, благополучия.
Слайд 13
Встреча с родителями
После ЗАГСа или церкви родители встречают
молодых у дома или у банкетного зала. Это –
первая официальная встреча молодой семьи. Встречают молодоженов хлебом-солью, иногда с музыкой.
Невеста должна идти справа от жениха, он ее ведет под руку. Хлеб и соль, которыми встречают молодых, помещают на длинное полотенце. Первое слово при встрече новой семьи – за мамой. Теща или свекровь приветствует молодых, потом говорят отцы.
Существует обычай, когда при выходе невесты и церкви разбивают яйцо – это должно способствовать легким родам будущей мамы.
А когда молодожены в первый раз переступают порог родного дома, муж обязан взять жену на руки, чтобы уберечь ее от разного рода напастей и передряг, защитить от происков злых сил.
Первый бокал шампанского молодые должны разбить на счастье.