Слайд 2
Основные вопросы темы
Характеристика исходной познавательной ситуации
Требование к онтологической
модели
Базовые онтологические модели
Оправдание и критика различных моделей
Особенности формирования научной
картины мира
Современная информационная научная картина мира с онтологической точки зрения
Слайд 3
Исходная познавательная ситуация
Онтологическая модель (ОМ) призвана ответить
на вопрос «О мире в целом, причем так, чтобы
сам спрашивающий попал под него» (формула Хайдеггера)
Таким образом мы допускаем, что имеется разумное существо, именуемое «Человек», которое размышляет о своем месте в Мире как Целом - Универсуме.
Будем понимать под разумным существом, того, кто способен ставить перед собой идеально должные цели, т.е. обладает способностью к идеальному целеполаганию.
Отсюда постановка исходного вопроса:
В силу каких условий возможности в Универсуме имеет место существо, способное к идеальному целеполаганию?
Слайд 4
Требование к онтологической модели
(1) ОМ должна формулировать условия,
которые позволяют быть или появиться разумному существу с его
специфическими «заботами» (об истине, добре, красоте, справедливости и пр.) и свершениями (техникой, философией, искусством и пр.)
Примечание. В принципе возможны ОМ, которые не предполагают становления (развития) Универсума, мысля его либо как циклическую метаморфозу (примеры – в индийской философии), либо как статическое состояние заданных элементов (встречается в космологии греков). Но с учетом (2) – мы будем рассматривать только модель становящегося Универсума.
(2) ОМ – должна непротиворечивым образом связать известную на сегодняшний день совокупность фактов – за каждый из которых в отдельности отвечают те или иные науки (физические, биологические, гуманитарные) и духовные практики (искусство, религия), включая данные самопознания человека.
(3) В силу того, что ОМ проблемизирует факт существования разумного существа в Универсуме – наиболее компактно различие моделей может быть выражено в терминологии «теизма».
Слайд 5
Базовые онтологические модели
Теистическая – В Универсуме имеет место
Абсолютное (Вневременное!) Разумное (т.е. целеполагающее) Начало - Бог –
в акте творения создавший временный мир (Вселенную) и как «венец творения», по своему «образу и подобию» – человека.
Пантеистическая – Универсум – есть ОДНО живое разумное (целеполагающее) существо – «Природа», состоящее из МНОЖЕСТВА «органов», «клеток», атомов, среди которых есть и «разумные клетки» – люди.
Атеистическая – Изначально имеет место неразумная (не имеющая никаких целей) ПРИРОДА, в универсуме которой СЛУЧАЙНЫМ образом возникает некая последовательность формообразований - субэлементарные частицы, из них элементарные, из них - атомы, из них - молекулы из них … живые (целесообразно действующие) организмы … из них …. Разумные существа, способные к идеальному целеполаганию (искусству, философии, науки и пр.)
Слайд 6
Теистическая – В Универсуме имеет место Абсолютное (Вневременное!)
Разумное (т.е. целеполагающее) Начало - Бог – в акте
творения создавший временный мир (Вселенную) и как «венец творения», по своему «образу и подобию» – человека.
Слайд 7
Пантеистическая – Универсум – есть ОДНО живое разумное
(целеполагающее) существо – «Природа», состоящее из МНОЖЕСТВА «органов», «клеток»,
атомов, среди которых есть и «разумные клетки» – люди.
Слайд 9
Атеистическая – Изначально имеет место неразумная (не имеющая
никаких целей) ПРИРОДА, в универсуме которой СЛУЧАЙНЫМ образом возникает
некая последовательность формообразований
Слайд 10
Оправдание и критика теистической модели
Формула модели: В Универсуме
имеет место Абсолютное (Вневременное) Разумное (целеполагающее) Начало (Бог) –
в акте творения создавшее временный мир (Вселенную) и как «венец творения», по своему «образу и подобию» – человека.
Аксиоматика модели: Возможность существования конечного (временного) разумного существа задано условием связи с Высшим разумом.
Следствие 1. Классическое «Онтологическое доказательство существования Бога» можно (нейтрально) сформулировать в следующей редакции: Человеческий разум свидетельствует об Абсолютном=Вечном в силу имманентного для человека желания преодоления своей конечности=временности; непосредственно, но негативно – в виде страха смерти (человека «ужасает его конечность» – по Хайдеггеру).
Следствие 2: Разум свидетельствует позитивно – в виде непосредственного сознания своей свободы и способности к творчеству.
Критическое следствие 3. Ни (1), ни (2) не могут быть удостоверены научно (объективно).
Слайд 11
Оправдание и критика пантеистической модели
Формула модели: Универсум (Природа)
– сам есть ОДНО живое разумное (целеполагающее) существо, состоящее
из МНОЖЕСТВА «органов», «клеток», атомов, среди которых есть и «разумные клетки» – люди.
Аксиоматика модели: Функциональная целесообразность частей целого (по условиям существования организма) находится в основании модели и не требует доказательств.
Следствие 1: Конечное разумное существо (человек) возникает с естественной необходимостью в силу допущения иерархии «совершенства» (Близости к «мыслящему органу» Разумной Природы).
Слайд 12
Оправдание и критика атеистической модели
Формула модели: Изначально имеет
место неразумная (не имеющая никаких целей) ПРИРОДА, в универсуме
которой СЛУЧАЙНЫМ образом, возникает последовательность формообразований.
… сначала субэлементарные частицы, из них элементарные, из них - атомы, из них - молекулы из них … живые (функционально целесообразно действующие) организмы … из них …. разумные существа, способные к идеальному целеполаганию (искусству, философии, науки и пр.)
Аксиоматика модели: Признание конструктивной роли и универсального значения случайности в эволюционной последовательности формообразований.
Разум – случайный продукт эволюции.
Слайд 13
Оправдание и критика атеистической модели (2)
Критическое следствие 1:
Как возможно, что случайный характер появления разумного существа, приводит
к способности действовать неслучайным (целесообразным и целеполагающим) образом?
Критическое следствие 2: Получается, что модель допускает следующий мыслительный ход: сама случайность может себя отрицать в неслучайности целесообразных естественных процессов и целеполагающих деяниях разумных существ.
В собственно научном плане главная апория этой модели: факт существования функциональной целесообразности в природе. (В природе всё целесообразно, т.е. части встроены в систему целого). При этом система работает как «машина». В этом ключе, например, сегодня живая клетка рассматривается как молекулярная <информационно-энергетическая> машина.
Слайд 14
Онтология Блага: неоплатоническая модель
Платоновская традиция – понимать Бытие
как Благо, т.е. как то что «будучи Единым, дает
жизнь каждому из Многих».
Здесь присутствует формула основной онтологической проблемы: отношения Единого и Многого.
Единое является Благом в отношении к Многому (само по себе оно просто Есть (Как Абсолют, как Всобъемлющее, как Бог)
Благом можно назвать только то, что заботится о Другом: Единое заботится о Многом! Оно заботится о его единстве.
Но отсюда не следует, что каждое сущее есть благо (только потому, что испытывает о себе заботу Единого).
Одно сущее может выступить как носитель блага по отношению к другому сущему, а может и не выступить.
Более того, именно потому, что сущее есть одно из многих, оно неизбежно (так думали неоплатоники) вступает в конкуренцию с другими сущими за распределение Блага. Одно сущее начинает питаться другим сущим! Значит – оно способно выступить против Блага.
Таково происхождение Зла. Гегель: «Зло – это индивидуальность, поставившая себя на острие своей обособленности» (противопоставившее себя единству сущих!)
Слайд 15
Онтология Блага: неоплатоническая модель (2)
Многое – имманентный (но
не обязательный) источник конкуренции за распределение Блага (за пространство
обитания, за еду, за сексуальных партнёров и пр.- особо подчеркнуто А.Шопенгауэром).
Зло (в неоплатоническом и христианском духе и в смысле философии жизни) - мыслимо только при том условии, что мы отличаем Бытие от сущего. (Это модель, что Единое рождает Многое)
Но возможна и другая модель: что Единое трансформируется (распадается!) во Многое (пантеистическая модель). Из этой модели можно вывести два разных следствия.
Либо: (1) Зло имманентно Миру (имеет место мировая борьба добра со злом как противоборство тенденций единства и распада)
Либо: (2) Бытие вообще не есть благо, поскольку заботится только о себе и нет ничего Иного, чему бы оно давало жизнь.
Слайд 16
Научная картина мира
Научная картина мира (НКМ) – выводит
разумное существо в позицию наблюдателя «некой картины природы».
Если для
Онтологической модели (ОМ) задача состоит в том, чтобы понять место человека (Субъекта) в Универсуме (каковы условия его возможности), то для НКМ – факт наличия Субъекта выносится за скобки анализа. Наука – призвана познавать только объективные (естественные) процессы и явления.
ФАКТ наблюдения – априори научного познания: познается только то, что наблюдается.
(Принцип наблюдаемости впервые сформулировал Э.Мах)
Риск НКМ – некритично перенести данные, полученные с позиции наблюдателя, в ОМ, где Разумное существо (Субъект) – Участник «мировой драмы»
Слайд 17
О попытке подменить онтологическую модель - научной картиной
Ученый – находится в позиции наблюдателя и у него
есть «естественная» потребность описать Мир – объективно.
Он хочет найти в предметном мире объективный механизм, который бы объяснял, как в мире появляется разумное существо (он – как ученый).
Попытка редуцировать «человеческую реальность» к естественным законам «неразумной природы» называется натурализм.
Ученый исходит из натуралистического представления о человеке, т.е. как неком организме, функционирующим по естественным законам.
Вопрос о том, как этот «организм» порождает специфические деяния: науку и технику, искусство и философию - никак не укладывается в сознание Ученого в силу его естественной установки на объектное восприятие мира.
Ключевой (для философии) вопрос о факте наличия в Мире Субъекта (и субъективности) считается иллюзорным.
Получается, что сам Ученый со своим интересом к построению Картины Мира – есть иллюзия.
Слайд 18
Специфика современной НКМ
Передний фронт современной науки (естествознания) в
виде информационного подхода, компьютерных и когнитивных наук сблизил позиции
Субъекта Знания и Наблюдателя – фактически привел к отношению взаимодополнительности.
Диспозиция Субъекта – «неистребима» при познании естественных процессов, но не может быть «схвачена» сетью естественнонаучных понятий. (Феноменологический поворот в науке).
Передовая наука полностью отказалась от механистического (физикалистского и в этом смысле - натуралистического) представления о Мире .
И в онтологическом, и в естественнонаучном измерении Мир предстает не как совокупность вещей, но как совокупность <временных> процессов и событий.
Слайд 19
Специфика современной НКМ (2)
Ключевое значение для современной НКМ
имеет понимание информации как третьей составляющей конечного
необратимом времени> Мирозданья (Наблюдаемой Вселенной).
Информация – есть процесс отображения (копирования) структуры одного объекта на структуре другого.
Структура – естественнонаучный коррелят философского понятия формы. (От которого происходит и сам термин – in-forma-tio). Буквально: «информация» – «несение формы».
Процессуальное понимание системности всего сущего: Система – образуется и сохраняется путем операции различения от окружающей среды. (Феномен – живой организм).
Слайд 20
Информационная КМ (ИКМ)
Наблюдаемые объекты могут вступать в три
типа взаимодействия:
Вещественное (перенос вещества)
Энергетическое (перенос энергии)
Информационное (перенос структур)
Эволюционная закономерность (ЭЗ-1) состоит в том, что чем более сложным (по структуре) является объект, тем большее значение для него имеет информационное взаимодействие (с окружающей средой), тем большее «жизненное» значение имеет фактор <информационной> открытости.
В рамках ИКМ можно сформулировать принцип: Универсум дает о себе знать всему сущему, которое он в себя включает.
В современной физике–космологии об этом косвенно свидетельствует то, что эволюция Вселенной описывается квантовыми законами.
Это вариация на тему великого онтологического принципа: «Всё – во Всём» (Анаксагор-Лейбниц)
Слайд 21
Примечания
Информационный подход вводит понятия, которые отсутствуют на физическом
(энергетическом) уровне описания природы: сигнал, код, управление, операционная замкнутость
и др.
ЭЗ-1 – предполагает сложную диалектику операционной замкнутости элемента (самореференцию) и его открытости окружающей среде (инореференцию). Как обособленная сущность элемент системы использует механизмы самосохранения – пример в физике – принцип минимума свободной энергии (Закон Гиббса), но в силу энергетического и информационного взаимодействия с другими элементами системы, данный элемент вынужден занять функциональную позицию в системе, что является вариантом позиции открытости и целесообразности.
Информационные машины (коими являются живые организмы) отличаются от квантово-механических тем, что в них функциональная информационная открытость давлеет над операционной замкнутостью («экстаз» доминирует над «гомеостазом»). Условие их существования: активный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой.
О критерии сложности. В эволюционной КМ принимается, что процесс идет от простого к сложному. Критерий сложности (по Колмогорову – в частности) определяется количеством иерархический уровней построения системы, где каждый верхний уровень управляет нижним.
Слайд 22
Эволюция жизни в свете ИКМ
Идея «Древа познания»
(Варелла & Матурана): сущность живого состоит в способности отображать
в собственной структуре организма (нейронных структур – в частности) динамические характеристики внешней среды (живые структуры – экстатичны).
Эволюционный процесс направлен стремлением живого к «познанию» Мира. Выживает тот, кто лучше знает!
Как вариант: сущность живого состоит в том, что оно способно активно ответить на вызов внешней среды!
Но выживают только те сообщества организмов, в которых лучше налажены популяционные коммуникации (обмен информацией).
Т.о. идет диалектическая «борьба» принципов самовыживания («эгоизма») и выживания сообщества организмов («альтруизма»)
Принцип «двойной контингенции» в теории самореферентных систем (Н.Луман)