Слайд 2
Что обозначает понятие «религия»?
Слайд 3
Термин «религия» происходит от латинского religio — благочестие,
набожность. Религия — это тип мировоззрения и мироощущения, одна
из областей духовной жизни. В основе религии лежат вера в реальное существование Бога и чувство зависимости от Него, почтение и почитание Его. Религия включает в себя не только веру и чувства, но также поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий.
Слайд 4
Определение «религии» по мнению Эриха Фромма, психолога.
«Религия —
это система ориентации человека в мире, образец преданности цели,
идее или силе, превосходящей человека».
Слайд 5
По мнению Эмиль Дюркгейма, социолога.
«Религия — система верований
и практик, относящихся к вещам, священным, обособленным, запретным, которая
объединяет в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает».
Слайд 6
По мнениюКарла Маркса
Религия - это вздох угнетенной твари,
сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух
бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
Слайд 7
Общее определение «религии» следующее:
«Религия — это духовная формация,
особый тип отношения человека к миру и самому себе,
обусловленный представлением об инобытии (загробном мире) как доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности» (Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М., 2008. — С. 1069).
Слайд 8
Религиоведение
Религиоведение — это комплексная отрасль человеческого знания.
Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и
научной мысли. Но методология подхода к религии у каждой из этих отраслей знания не одинакова.
Слайд 9
Теологическая позиция.
Исторически первой формой религиоведческого знания являются теология
(от греческого teos — Бог и logos — учение)
— учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как науки о прославлении Бога в православной традиции, поскольку православие отвергает всякую возможность познания Бога и считает возможным только его прославление. Теология или богословие появляются из стремления разъяснить основные положения той или иной религии, перевести содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов образы и догматические формулы на язык понятий, сделать их доступными массе верующих. Богословское теологический подход к религии — это подход к религии как бы изнутри, с позиций самой религии. Основой такого подхода служит религиозная вера. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна.
Слайд 10
Философская позиция.
Философской методологии присущ универсализм и субстанционализм. Философия
стремится объяснить все явления и процессы действительности с позиций
выявления ее всеобщих принципов и законов, определения «сущности» вещей, процессов и явлений. Для нее характерен критический подход ко всем явлениям действительности, в том числе и к религии. Философия, в отличии от теологии, не довольствуется принятием на веру, а все ставит под сомнение.
Слайд 11
Научная позиция.
С середины XIX века наряду с теологическим
и философским начинает формироваться научный подход. В чем же
заключается различие между философским и научным подходом в исследовании религии? Это различие состоит как в предметной сфере, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей