Слайд 2
Что такое Серебряный век?
Серебряный век — второй период расцвета
русской поэзии после Золотого века (начало XIX века), пришедшийся на 1890-е — 1920-е годы.
Серебряный век отмечен появлением множества литературных течений, творческих объединений, реформой поэтического русского языка. В то же время, к Серебряному веку иногда относят не только поэзию, но и всю русскую литературу начала XX века в целом.
Слайд 4
Ива́н Петро́вич Па́влов
русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог,
создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель
крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.
Слайд 5
Илья́ Ильи́ч Ме́чников
русский и французский биолог(микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Лауреат Нобелевской премии в области физиологии
и медицины (1908).
Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной
патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии.
Слайд 6
Влади́мир Ива́нович Верна́дский
русский, украинский[4] и советский[5] учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель
конца XIX века и первой половины XX века. Академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии
наук, Академии наук СССР, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель научных школ. Один из представителей русскогокосмизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение,кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология,биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия иистория. Кроме того, он занимался организаторской научной и общественной деятельностью. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Слайд 7
Никола́й Его́рович Жуко́вский
русский механик, создатель аэродинамики как науки.
Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической
механики Императорского Московского технического училища (с 1918 г. — Московского высшего технического училища);член-корреспондент Императорской Академии
наук по разряду математических наук (1894).
Слайд 8
И́горь Ива́нович Сико́рский
русский[2][3] и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ.
Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого
четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана[4], серийноговертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).
Слайд 9
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский
русский и советскийучёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель.
Основоположник теоретической космонавтики[3]. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к
выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике[4].
Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник ипропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке..
Слайд 10
Влади́мир Серге́евич Соловьёв
русский религиозный мыслитель, мистик[1], поэт, публицист,литературный критик; почётный академик Императорской Академии наукпо
разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного
возрождения» начала XX века.
Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала XX века
Слайд 11
Николай Александрович Бердяев.
русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.
Слайд 13
Лев Николаевич Толстой
один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей,
почитаемый как один из величайших писателей мира, его авторитетное
мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства .
Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Реалист.
Произведения: «Война и мир», «Анна Каренина».
Слайд 14
Алексей Максимович Пешков.
Максим Горький (псевдоним)
русский писатель, прозаик, драматург.
Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Начиная
с 1918 года был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе[6].
На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму. Реалист.
Произведения: «На дне», «Детство».
Слайд 15
Модерн
Модернизм в литературе —отход от классического романа в пользу
поиска нового стиля и радикальный пересмотр литературных форм. Является
частью общего направления в искусстве — модернизма ( «современный, недавний»). Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература. Появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Слайд 16
Поэты -символисты
Символизм -становится первым значительным модернистским направлением в России;
одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской
литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля
Слайд 17
Александр Блок
русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный
критик. Классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов.
Произведения:
«Стихи о прекрасной даме»,«Балаганчик»,«Двенадцать».
Слайд 18
Константин Бальмонт
Поэт-символист. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг
прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров,
филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Произведения:
«Перстень»
«Семь поэм»
«Избранные стихотворения» и др.
Слайд 19
Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов
русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников
русского символизма. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала:
жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана»
Произведения: «Огненный ангел», «Алтарь победы»
Слайд 20
Акмеизм.
противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость
символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и "простой"
поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к "таинственным мирам".
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира.
Слайд 21
Николай Гумилёв.
Поэт, основоположник школы акмеизма. Основные темы лирики
Гумилёва — любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные
и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.
Произведения: «Романтические цветы», «Жемчуга».
Слайд 22
Анна Ахматова.
русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из
наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
Слайд 23
Ранняя лирика Ахматовой окрашивается в печальные, лиричные тона.
Главной темой стихотворений выступает любовь, зачастую смешанная со страданием
и грустью. Весь мир чувств поэтесса передает с помощью маленьких, но значительных деталей, мимолетных зарисовок, способных передать многогранность переживаний лиричного героя.
Ее стихи были более психологическими, ориентированными на человека и его внутренний мир, чем поэзии других акмеистов.
Стихи Ахматовой военного периода - особенные. Они не пестрят лозунгами, восхвалениями героизма, как стихи других поэтов. Ахматова пишет от имени женщин, живущих в тылу, которые страдают, ждут, скорбят. Среди антитоталитарных произведений Анны Ахматовой особенное место занимает поэма «Реквием» , в центре которой – боль, материнский страх за сына, безутешный плач по невинных, погибших в «лапах ежовщины» . Среди поэтической элиты «серебряного века» Анна Ахматова завоевала огромное уважение и популярность благодаря своему таланту, душевной утонченности, целостности характера. Не зря до сих пор литературоведы называют Ахматову «душой серебряного века» , «королевой Невы»
Слайд 24
Ты напрасно мне под ноги мечешь
И величье, и
славу, и власть,
Разве этим и вправду излечишь
Песнопения светлую страсть.
Разве
этим развеешь обиду,
Или золотом лечат тоску,
Может быть, я и сдамся для виду,
Не притронусь я дулом виску.
Смерть стоит все равно у порога,
Ты гони ее или зови.
А за нею темнеет дорога,
По которой ползла я в крови,
А за нею десятилетья
Скуки, страха и той пустоты,
О которой могла бы пропеть я,
Да боюсь, что расплачешься ты.
Что ж прощай! - Я живу не в пустыне,
Ночь со мной и всегдашняя Русь.
Так спаси же меня от гордыни,
В остальном я сама разберусь.
Слайд 25
Поэты-футуристы.
занимались поиском новых языковых форм, отрицали культуру прошлого.
В их творчестве были заметны черты социального протеста, отхода
от буржуазной культуры.
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
Слайд 26
Владимир Маяковский.
русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX
века.
Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»),
«Новый ЛЕФ».
Слайд 27
Сравнение…….
Милый друг! Ты юною душою
Так чиста! Спи
пока!
Душа моя с тобою,
Красота! Ты проснешься, будет
ночь и вьюга Холодна.
Ты тогда с душой надежной друга
Не одна. Пусть вокруг зима и ветер воет,- Я с тобой!
Друг тебя от зимних бурь укроет Всей душой!
А.Блок
Ни шороха полночных далей,
Ни песен, что певала мать, —
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять.
И, символ горнего величья,
Как некий благостный завет,
Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.
Н.Гумилёв
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
В.Маяковский
Слайд 29
Влади́мир Ива́нович Немиро́вич-Да́нченко
Константин Сергеевич Станиславский
Слайд 30
Московский художественный театр созданный К.С. Станиславским и В.И.
Немировичем-Данченко «Мы протестовали, и против старой манеры игры… и против ложного
пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров»
Слайд 31
Московский Художественный театр
Слайд 32
Александр Яковлевич Таиров
российский и советский актер и режиссер, создатель
и художественный руководитель Камерного театра.
Слайд 33
Камерный театр — драматический театр, основанный в Москве в 1914 году Таировым.
Слайд 35
Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы
выдающихся театральных режиссеров.
Слайд 36
Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд
Вел поиски в области театральной условности,
обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок.
Создатель актёрской
системы, получившей название «биомеханика».
Слайд 37
Евге́ний Багратио́нович Вахта́нгов
Российский и советский актер, театральный режиссер. Предпочитал выразительные, зрелищные,
радостные спектакли.
Слайд 39
Фёдор Осипович Шехтель
Наиболее известный архитектор, творчество которого во
многом определило развитие русского, особенно московского модерна.
Слайд 40
Особняк Рябушинского
"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет
ни одной честной линии, ни одного прямого угла..."
Слайд 41
Здание Ярославского вокзала в Москве
Слайд 43
Ива́н Владисла́вович Жолто́вский
Вместе с тем наряду с архитекторами
«новой волны» значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В
Жолтовский)
Слайд 45
Скульптура
Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во
многом было связано с тенденциями импрессионизма.
Слайд 46
Па́вел (Паоло) Трубецко́й
Скульптор и художник
Слайд 47
Памятник императору Александру III
Слайд 48
Скульптурный портрет С.Ю. Витте
Слайд 49
Голубкина Анна Семеновна
Соединением тенденций импрессионизма и модерна
характеризуется творчество Голубкиной А. С.
Слайд 50
Основной чертой ее произведений является не отображение конкретного
образа, а создание обобщенного явления.
«Старость»
«Идущий человек»
Слайд 51
В целом же русская скульптурная школа была мало
затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских
устремлений, характерную для живописи.
Слайд 52
Музыка
"Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности
мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе
острых музыкально-общественных проблем, большая часть композиторов замыкается в узкий круг ремесленных интересов и предпочитает высказывать ни к чему не обязывающие суждения о том, о сем, вместо отстаивания музыки как общественно-активной и культурной силы и как сферы познания.
Слайд 53
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов
Русский композитор, пианист-виртуоз. Синтезировал в своём творчестве
принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции
западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку 20 века.
одноактная опера «Алеко»
оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».
Слайд 54
И́горь Фёдорович Страви́нский
Русский композитор, дирижер и пианист, ключевая фигура музыкального модернизма, один
из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры века.
Балеты «Жар-Птица», «Петрушка», «Весна
Священная»
Слайд 55
Виднейшие представители русской вокальной школы, певцы мирового класса.
Слайд 56
Антони́на Васи́льевна Нежда́нова
Советская и российская оперная певица (лирико-колоратурное
сопрано), педагог.
Слайд 57
Леони́д Вита́льевич Со́бинов
Русский оперный певец, один из крупнейших представителей русской
классической вокальной школы.
Слайд 58
Фёдор Ива́нович Шаля́пин
Русский оперный и камерный певец — художественный
руководитель Мариинского театра.
Слайд 59
Балет
К началу XX в. русский балет занял ведущие
позиции в мировом хореографическом искусстве.
Русская балетная школа «серебряного века»
дала миру плеяду блестящих танцоров.
Слайд 60
Русские сезоны.
"Русские сезоны в Париже" или как их
еще называют "Дягилевские сезоны", проходившие в Европе с 1907
по 1929 годы, явились триумфом русского, а затем и мирового искусства. "Русские сезоны" дали толчок к возрождению почти угасшего в то время в Европе балетного искусства и к его появлению в США.
Слайд 61
А́нна Па́вловна (Матве́евна) Па́влова
Русская артистка балета, одна из величайших
балерин XX века.
Слайд 62
Тама́ра Плато́новна Карса́вина
Русская балерина. Солировала в Мариинском театре, входила
в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом
Нижинским.
Слайд 63
Ва́цлав Фоми́ч Нижи́нский
Русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца.
Один из ведущих участников Русского Балета Дягилева.
Слайд 64
Михаи́л Миха́йлович Фо́кин
Русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся
основателем современного классического романтического балета.
Слайд 65
В первое десятилетие XX века в России, вслед
за Францией, появился новый вид искусства - кинематограф.
И хотя
основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами.
Слайд 66
Я́ков Алекса́ндрович Протаза́нов
Российский и советский режиссёр немого кино, сценарист,
актёр.
Слайд 67
Ива́н Ильи́ч Мозжу́хин
Актер российского немого кино, работал также
во Франции, Германии и США.
Слайд 68
Ве́ра Васи́льевна Холо́дная
Российская актриса немого кино.
За сравнительно недолгий
период кинокарьеры, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой
своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала 20 века.
Слайд 69
Али́са Гео́ргиевна Коонен
Русская советская актриса.
Вся жизнь актрисы связана с
Камерным театром и Александром Таировым, создателем и руководителем Камерного
театра.
вернуться
Общее наименование упадочных явлений
в искусстве конца 19-го - начала 20-го веков, отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, эстетизацией падения и небытия.
Слайд 71
Неоклассицизм вернуться
Неоклассицизм – это эстетическое
направление в искусстве и архитектуре, которое господствовало в Европе
в конце XVIII – начале XIX века, и которому присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.
Слайд 72
Биомеханика (театральная) вернуться
Театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания
системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра
к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.
Слайд 73
Импрессионизм
Импрессиони́зм — направление в искусстве, зародившееся во Франции и затем
распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы
и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления
Слайд 75
Представители модерна в живописи.
Они искали идеал красоты в
торжественности и пышности придворной жизни Франции, в могучих и
загадочных образах древнерусской жизни, в размеренности быта русских провинциальных городков.
Вдохновители: А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев.
Представители: Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих
Их излюбленным стилем была реалистическая живопись передвижников в сочетании с импрессионизмом, а любимым жанром стал пейзаж.
Представители: И. Э. Грабарь
Петербуржский «Мир искусства»
Московский «Союз Русских художников»
Слайд 76
Борис Михайлович Кустодиев
Масленица
Слайд 77
Купчиха за чаем
Ярмарка в Саратове
Слайд 78
Н. К. Рерих
Никола́й Константи́нович Ре́рих — русский художник,
сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
Слайд 80
И. Э. Грабарь
И́горь Эммануи́лович Граба́рь — русский советский
живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог,
профессор. Академик АХ СССР. Академик АН СССР. Народный художник СССР
Слайд 82
Художники-авангардисты.
А. В. Лентулов
Р. Р. Фальк
М.
З. Шагал
Слайд 83
Марк Шагал
Российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения.
Слайд 84
Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры
с остросовременным новаторством.
Марк Шагал график, живописец, театральный художник, иллюстратор
Я
и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Невеста с веером 1911 год
вернуться
Слайд 85
Ро́берт Рафаи́лович Фа́льк
русский живописец еврейского происхождения, самобытно соединивший
в своём творчестве пути русского модерна и авангарда; один
из самых известных художников еврейского театра на идише.
Слайд 88
Аристáрх Васи́льевич Ленту́лов
русский и советский живописец, художник театра.
Один из родоначальников «Русского авангарда».
Слайд 90
Автопортрет со скрипкой
вернуться
Слайд 91
Абстракционизм
или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности
изображения форм в живописи и скульптуре.
В. В. Кандинский
К. С. Малевич
Слайд 92
Кандинский Василий (1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик
искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины
20 века;
Пара, едущая верхом на коне
1906-1907, Ленбаххаус, Мюнхен
Пестрая жизнь
1907, Ленбаххаус, Мюнхен
Слайд 93
Москва 1
1916, Третьяковская галерея
Синий гребень 1917
Слайд 94
Казимир Северинович Малевич
русский и советский художник-авангардист.