Слайд 2
Духовые делятся на две большие группы: деревянные и
медные.
В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба
воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.
Слайд 3
Духовые
Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог...
- представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая
или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука
Слайд 4
Духовые
Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового
до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство
саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.
Слайд 5
Смычковые и Щипковые инструменты
Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К
смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и
огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.
Слайд 6
Смычковые
. К смычковым относятся скрипки всех сортов:
скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них
извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам.
Слайд 7
Струнные
Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов -
одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь
издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.
Слайд 8
Клавишные
Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а
молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые
клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.
Слайд 9
К клавишным относится и самый большой - и
один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это
уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...
Слайд 10
Ударные
Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма
было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана
(барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!
Слайд 11
Язычковые
А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно.
Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить,
а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника.