Слайд 2
Задержка психического развития - отставание в развитии эмоционально-волевой
сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и
представлений об окружающем мире.
Таким образом, необходимо организовать комплексное воздействие, затрагивающее все сферы психического и двигательного развития детей с ЗПР.
Слайд 3
Для работы с детьми с ЗПР необходимо проектировать
особую технологию — «Коррекционная ритмика»
Специфической особенностью занятий КР является
то, что музыкально-ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокоррекционных технологий.
Особенность коррекционной ритмики
Слайд 4
«Коррекционная ритмика»— это специальное комплексное занятие, на котором
средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит
коррекция и развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Слайд 5
Цель: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
Задачи:
способствовать развитию и коррекции психических
процессов;
стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
формировать произвольную регуляцию поведения;
развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
формировать представления об окружающем мире.
Слайд 6
хорошо освещенная, проветриваемая, достаточно просторная комната с хорошей
звукоизоляцией;
набор музыкальных инструментов, включая фортепиано, инструменты Карла Орфа и
другие, не требующие особых навыков и обладающие большой ритмической силой;
ростовые стулья по количеству всех участников (детей и взрослых);
аудиодиск программы, аудиовоспроизводящая техника.
Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к педагогу.
Особенности организации
Слайд 7
Схема проведения занятий по коррекционной ритмике
1) приветствие;
2) «свободное
движение»;
3) ритмическая разминка;
4) упражнения для развития мелкой моторики, упражнения
для развития речевых и мимических движений;
5) пение;
6) слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах,
7) танцы, хороводы;
8) коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;
9) прощание.
Слайд 8
1.Приветствие
(ответственный воспитатель)
Приветствие является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание
детей, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению.
Приветствие может
проходить в разных формах. В начале занятия желательно провести установочную мини – беседу (например, о текущем времени года, что происходит на улице, как одеты дети, во что они играют, какое у них настроение)
Слайд 9
2.«Свободное движение»
(ответственный учитель – дефектолог)
Включает пространственные
перестроения в процессе движения по залу и различные виды
шагов.
- движение по залу «змейкой» вместе со взрослыми – обходим объёмные фигуры;
- движение по залу «змейкой» вместе со взрослыми – обходим плоскостные фигуры;
- самостоятельное движение по залу «змейкой» – обходим фигуры;
- самостоятельное движение по залу «змейкой» со сменой ведущего.
Все действия сопровождаются речевыми комментариями взрослого: «идём по кругу», «по центру зала», «между предметами», «вокруг предметов», «закручиваемся, как улитка», «ищем новые дорожки».
Слайд 10
3.Ритмическая разминка
(ритмическая разминка – ответственный воспитатель)
Задачами ритмической разминки
являются внесение дисциплины и организованности, формирование навыков движения в
коллективе, ритмичного и координированного движения, координирование вокально – речевой интонации с движением, осознание схемы собственного тела.
Слайд 11
4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для
развития речевых и мимических движений
(ответственный учитель – дефектолог)
Пальчиковые
игры без предметов или с предметами направлены на развитие тонких движений пальцев рук, психических процессов.
Применяются общепринятые в логопедии упражнения:
Упр для жевательно – артикуляционных мышц (опускание и поднимание нижней челюсти, движения вперёд – назад и т.п.)
Упр для мимико – артикуляторных мышц (сморщивание всего лица, поднимание бровей, закрывание – открывание глаз, придать лицу выражения радости, печали, обиды, удивления и т.п.)
Упр на стимуляцию движений нижней челюсти (шепотное произношение или пропевание ряда гласных, требующих различной ширины открытия рта»а – о – у – и – э – ы» и т.п.)
Упр для мышц зева и глотки (позевывание, покашливание, имитация жевания)
Упр для активизации мышц мягкого нёба (традиционная язычковая гимнастика
Слайд 12
5. Пение
( ответственный музыкальный руководитель)
Песни не разучиваются, а
поэтапно осваиваются детьми в удобном для каждого темпе.
Этапы:
- этап
удивления – показ – исполнение песни педагогом
- этап присоединения – дети следуют за педагогом , повторяя за ним отдельные или движения;
- этап самостоятельного исполнения – дети вместе с педагогом поют песни и , по возможности, одновременно исполняют движения.
Слайд 13
6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных
инструментах
(ответственный -музыкальный руководитель)
Последовательность работы:
Презентация различных музыкальных инструментов,
в процессе которой идёт обогащение представлений детей, ознакомление со звуковыми свойствами инструмента, конкретными приёмами звукоизвлечения, устанавливается связь между качеством звучания и материалом, из которого музыкальные инструменты изготовлены.
Выразительное и эмоциональное исполнение муз произведения на фортепиано педагогом. Дети должны в соответствии с музыкой начинать и заканчивать игру на муз инструментах, впоследствии учитывая динамику, темп и ритм произведения.
Слайд 14
7. Танцы, хороводы
(ответственный музыкальный руководитель)
Этапы:
- этап удивления
– даём возможность ребёнку услышать музыку и пассивно двигаться
под неё, взявшись за руки, взрослые при этом танцуют.
- этап присоединения – дети делают попытки повторить движения педагога, сопровождаемые его речевыми комментариями. Дети не просто поворачиваются, хлопают, топают по команде, а выполняют движение вовремя и в нужном ритме.
- этап самостоятельного исполнения – речевое проговаривание полностью убирается.
Слайд 15
8.Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам
(ответственный
учитель – дефектолог)
Коммуникативные игры – развитие у детей преимущественно
невербальных средств общения и связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, желания и стремления общаться.
Ритмические игры – активизируют детей, помогают организовать свою активность, соотнося свою деятельность с действиями других.
Игры по правилам –развитие произвольного внимания и произвольной деятельности, умение вовремя вступать в игру и соблюдать условия игры.
Слайд 16
9.Прощание
(ответственный воспитатель)
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня развития психических процессов.
Проявление собственной
игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка.
Умение произвольно регулировать поведение.
Достижение
эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.
Развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Формирование представления об окружающем мире.
Усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Слайд 17
Коррекционная ритмика является одной из форм активной терапии,
направленной на преодоление недостатков развития детей с ЗПР средствами
музыкально-ритмических упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.