Слайд 2
Начало творческого пути Максима Горького совпало с подъемом
революционного движения в России. В своем творчестве Горький отражал
героическую борьбу русского рабочего класса. Герои Горького, зовущие к борьбе и подвигу, вызывали горячие симпатии широких народных масс.
Слайд 3
Что такое романтизм?
Романтизм
– направление в литературе, характерным признаком которого является отображение
жизни в не реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.
Слайд 4
« ЧЕЛКАШ »
Рассказ «Челкаш» построен на противопоставлении двух
героев. Это способствует более яркому выделению Гришки Челкаша, которым
Горький восхищается. Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий смелый вор». Челкаш - уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, этот герой выделялся своей хищной силой и цельностью.
Слайд 5
Челкаш живет тем, что обворовывает судна,
а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ
жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единения с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Горький делает акцент на том, что русское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным людям, стремящимся к свободе, полету мысли духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками и изгоями.
Слайд 6
« ЧЕЛКАШ »
Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе
в помощники случайного знакомого – молодого добродушного парня с
большими голубыми глазами. Составляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы). Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молится, плакать и просит его отпустить
Слайд 7
« ЧЕЛКАШ »
После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы
меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен.
Важную роль в
рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («… тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую, скучную думу». «Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены. Пена, тая, шипела и вздыхала».
Слайд 8
Отношение к свободе
Любит море
Возненавидел парня за то
что тот смеет любить свободу
«Сам себе хозяин, пошел куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни . . .»
ЧЕЛКАШ
ГАВРИЛА
Слайд 9
Кто же из двоих страшнее?
ЧЕЛКАШ
На дне
жизни – это
плохо, но
ниже уже
нельзя
ГАВРИЛА
ощутил преступную сладость обладания богатством
Не остановиться
Будет гулять, «как хошь, но будет ли помнить Бога?
Человек в стремлении к освобождению принес в жертву другого.
е с т в о
ЧЕЛКАШ
Разорванная
рубаха
Да грязные штаны
СВОБОДЕН
ГАВРИЛА
Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля
ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ
Слайд 11
« ЧЕЛКАШ »
Умиротворяющему шуму порта противостоит живительная сила
шума морской стихии. И на фоне этой живительной стихии
разворачивается отвратительная человеческая драма. И причиной этой трагедии становится элемен- тарная жадность Гаврилы.
При дележке денег Гавриле показалось, что мало досталось. Он унижаясь просит дать ему больше.
Между Гаврилой и Григорием происходит драка. Раненый Челкаш отдает почти все деньги и, пошатываясь уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону. Ценой унижений, потом и силы он, получил желанную свободу, о которой так мечтал.
Слайд 12
« ЧЕЛКАШ »
Море смыло следы кровавой драки
на песке, но не сможет смыть той грязи, которая
клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры.
М. Горький в этом рассказе показывает, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.
Слайд 13
« ЧЕЛКАШ »
«ЧЕЛКАШ» стал последним романтическим произведением писателя,
в нем мы видим уже переход к реализму, к
босяцким рассказам.
Тут герой - бунтарь именно выходец из босяков, который испытывает любовь к морской стихии и ворует для того, чтобы бросить вызов обществу.
Этот вор отрицает бытовые ценности, он свободен от условностей и единственное, что он ценит, - это свою свободу, когда «хозяин ты есть сам себе.»
Слайд 14
« Старуха Изергиль »
Рассказ «Старуха Изергиль» продолжает начатую
в других рассказах мысль: нет смысла в свободе, если
человек ставит себя выше других, как горец Ларра.
Настоящий герой не подвержен греху гордыни, он придерживается высокоморального поведения, обладает сильным характером, это цельная натура.
Подвиг – это когда человек посвящает свою жизнь служению во имя людей, борьбе за их будущее.
Герой – это необычный человек, в его жизни всегда есть место подвигу, он должен стремиться к тому, чтобы принести эту свободу, счастливую полнокровную жизнь людям.
Слайд 15
Композиция рассказа
«Старуха Изергиль»
Легенда История
Легенда
о старухи о
Ларре Изергиль Данко
Слайд 16
« Старуха Изергиль »
Ларра
Данко
Гордость
Гордыня- презрение Чувство собственного
Антиидеал достоинства, подвиг во
имя людей
Идеал
Слайд 17
« Старуха Изергиль »
К свободе стремятся герои легенд,
рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои – Ларра и Данко –
противопоставляются друг другу. Но есть у них общие черты. Сила характера, гордость и вольнолюбие подчеркиваются в Ларре его необычном происхождении (Ларра – сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому, что он презирает людей. Жестоко обращается с ними.
Слайд 18
« Старуха Изергиль »
Ларра не останавливается даже перед
убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное
одиночество.
Ларра превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Ощущая свое безграничное одиночество, Ларра становится несчастным. Тем самым М. Горький говорит о том что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл.
Слайд 19
« Старуха Изергиль »
Настоящий герой не
должен жить только для себя, не принося добра людям.
Это доказывает образ Данко – другого героя рассказа «Старуха Изергиль».
Данко стремиться к свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и далекий. «Усталые и злые», люди начинают винить героя в их несчастье, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого.
Слайд 20
« Старуха Изергиль »
Разорвав себе грудь,
Данко вырывает свое сердце и освещает им дорогу к
свету.
Герой легенды, в отличие от Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь людям. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо».
И люди после его смерти обрели надежду. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен по достоинству.
Слайд 21
« Старуха Изергиль »
«Люди не заметили смерти героя
и не видели, что еще пылает рядом с трупом
его смелое сердце. Только один человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не настало, - говорит этими строками Горький.
Слайд 22
« Старуха Изергиль »
В романтическом пейзаже
предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер
тек широкой ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их слабости.
Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются анти- эстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные глаза когда-то глаза были тусклы и слезились».
Слайд 23
« Старуха Изергиль »
«Ее сухой голос звучал странно,
он хрустел, точно старуха говорила костями».
Изергиль уверена в том,
что ее жизнь, исполненная любви прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларри, она не может даже представить в себе ничего общего с ним.
Все в образе старухи напоминает Ларри - в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности почти сближающийся с Ларри, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.
Слайд 24
« НА ДНЕ »
Драматическая пьеса «На дне» была
написана в 1902 году. В своем произведении автор изображает
социальные низы, униженных и оскорбленных, людей без имени, которые оказались на дне. Так уж судьба распорядилась, что жители ночлежки стали лишними людьми, не имеющими права с честью носить собственное имя.
«Без имени – нет человека». В прямом смысле эти слова воспринимать нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой – нет человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит, бесчестит имя свое.
Слайд 25
« НА ДНЕ »
Вот и жители ноочлежки
, каждый в отдельности , потеряли свое имя. Ситин
– потому что карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс с сомни- тельным прошлым, Настя – потому, что девочка-проститутка, Клещь и его жена Анна – обозлены на весь мир, Актер – спился и потерял свое имя, Васька Пепел – вор и бандит. Единственный лишь светлый образ это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него нет паспорта. Нет паспорта - нет имени.