Слайд 2
«ЧТЕНИЕ –ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И
ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,–ГОВОРИЛ В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.
Многие педагоги
отмечают, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Слайд 3
ПРОБЛЕМА
К сожалению, современные дети редко просят почитать
им, предпочитая книгам просмотр мультфильма или компьютерные игры. Да
и родители не всегда находят времени для чтения им книг. Результат – низкий уровень речевого общения.
Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа с самого начала приобщения ребенка к художественной литературе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей.
Слайд 4
НОВИЗНА
Изобретательность и новый подход заключается в том,
чтобы дети даже не догадались, что их чему-то учат,
не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий. Ведущим видом деятельности должна оставаться игра.
Важным является то, что всё новое оригинально забытое старое, не лучше, а по-другому, плюс изобретательские мелочи. Таким образом, у нас в копилке педагогических идей появились новые формы игр: игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – э к с п е р и м е н т и р о в а н и я и коллекционирования, игры – сюрпризы и т.д.
Слайд 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯ ОСНОВАНА НА ПЛАНИРОВАНИИ И СВОЕОБРАЗНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИИ, С УЧЁТОМ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:
• Принцип психологической
комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.
• Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.
• Принцип выбора.
• Принцип доверия и поддержки.
Слайд 6
МЕТОДИКА РАБОТЫ С КНИГОЙ
ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
Концепция
восприятия книги ребенком: книга – источник образов мира, источник
знаний в виде представлений, средство саморазвития.
Цель общения с книгой: воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного восприятия книги.
Круг чтения: состоит из художественной и познавательной литературы разных объемов и жанров, произведений отечественной и зарубежной литературы прошлого и настоящего, художественной азбуки, энциклопедии, учебных книг.
5 миров: мир детства, мир взрослых, мир природы, мир человеческих отношений, мир фантастический.
Читательская деятельность детей: слушание (5-15 минут); описание иллюстраций; чтение книги по картинке и по памяти; инсценирование сюжетов, эпизодов; драматизация или ролевой пересказ; беседы о прочитанном по всем компонентам содержания (компонент– тема, проблема (какие вопросы решают герои), образы, сюжет, композиция (с чего начинается, главный эпизод, чем заканчивается), жанры, язык (какие слова создали настроение, трудные слова, главные слова), идея (чему учит сказка, какой совет дадим герою); фантазирование – сочинительство; заучивание наизусть доступных произведений; изготовление книг-самоделок; «разговор» с книгой, ее авторами, героями (ребенок, оставшись с книгой один на один задает 2 вопроса: «Книга, я тебя знаю или нет?», «О чем ты мне хочешь рассказать?»)
Слайд 7
«…Сказка – это активное
эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его
ум, чувства, воображение ,волю . Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».
Знакомство ребенка со сказкой, рассказом начинается с выразительного чтения взрослого. Характер и содержание последующей работы обуславливается самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК, ИСТОРИЙ, РАССКАЗОВ.
Слайд 8
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Экстремальные ситуации в знакомых
сказках рассказах.
Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных
вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.
Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц.
Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.
Слайд 9
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Истории о бытовых предметах.
Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а
потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.
Сказки из мусора.
Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети.
Слайд 10
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Истории из «живых» капель и
клякс.
Интересно сочинять истории на
основе кляксографии. Сначала на
основе вопросов может возникнуть
сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки.
Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года.
На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.
Слайд 11
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Коллаж из сказок.
Дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев,
используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.
Истории и сказки по-новому. Этот метод помогает поновому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Слайд 12
ВЫВОД
Сделать хотелось бы словами героини повести-сказки И.
Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»:
«В каждом человеке и звере, в
каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, то не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его - и увидишь, как все будет хорошо!».