Оказывается, в
наряде крестьянской барышни имелся глубокий философский смысл, в конце 18 века практически утраченный. Молодки следующего столетия подчинялись уже городской моде и платья-сарафаны шили на новый, бессмысленный с точки зрения своих прародительниц, манер. Но остались вещи, так называемые подлинники, чьи вышивки-руны могут раскрыть тайный смысл женских обрядовых одеяний.
Кто-то, оберегая себя и семью, вышивал на рубашках знаки-обереги. Костюм в те времена, как и дом, нес в себе образ мира. Низ подола означал идею земли и вышивался соответствующими образами - зернами, цветами, птицами.
Голову венчал расшитый кокошник, каруна или перевязка, где обязательно находилось место вышитому солнышку и луне, а жемчужные ниточки, свисающие с
головного убора, означали струйки дождя.
Но самое главное предназначение вышивки - оберегать от злых духов. Для этого на рукавах кофточек, так называемых оплечьях, вышивались знаки-обереги. На рубашках, был знак поля - ромбик, разделенный на четыре равные части с зернышками внутри. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла.
Оберегая от них себя и семью, замужняя женщина никогда не выставляла свою косу напоказ, напротив,
платок закрывал даже часть ее лица.
злые духи боялись сарафана