Слайд 2
О японском искусстве складывания бумаги
Оригами – японское искусство
складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих, так
как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. Многие учёные, педагоги, психологи обращали и обращают серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук.
Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями.
Важность развития руки отмечал Кант: «Рука- это своего рода внешний мозг»
В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок».
Слайд 3
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни
ребенка. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с
миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!
Слайд 4
Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.
- учит детей различным
приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
- развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
- формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.
- развивает глазомер, зрительно-моторную координацию.
- развивает восприятие цвета, формы, размера.
- развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.
- развивает аналитико-конструктивное мышление.
- учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
- способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
- позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.
Слайд 5
Волшебный Квадратик
Главный герой, «хозяин» мастерской – Волшебный Квадратик,
который знакомит детей с геометрическими свойствами квадрата, объясняет процесс
изготовления поделки из бумаги. А еще Квадратик прежде чем приступить к изготовлению поделки любит рассказывать сказки, читать стихи. При проявлении усталости у детей сделает пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами
Этапы работы
1. Ознакомление со свойствами бумаги.
Первые занятия я посвятила свободным действиям с бумагой, чтобы дать детям возможность познакомиться с её свойствами. Дети рвали бумагу и в процессе этого занятия мы узнали, что бумага бывает разной плотности, может рваться легко или более трудно. Увидели, что разрыв может быть ровным или клочками.
После этого начали работать с бумажными квадратами. Дети узнали, что:
если бумажный квадрат согнуть и загладить сгиб, то след от этого сгиба при разглаживании не исчезает, потому что бумага легко сгибается и мнётся.
А также познакомились с основным правилом изготовления поделок: необходимо тщательно проглаживать сгиб, тогда поделка будет выглядеть аккуратной .
Слайд 7
2. Ориентировка в пространстве на квадратном листе
бумаги.
На этом этапе дети познакомились с понятием "базовая
форма" и научились их складывать. Таким образом дети «превращали» квадрат в «лужу», «облако», «яблоко». Отрабатывалась точность движений, Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме, многократно показывая каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами.
Слайд 8
3. Изготовление простых поделок.
На этом этапе перешли
к изготовлению простейших поделок. Складыванию каждой фигурки посвящала отдельное
занятие, начинали которое с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы.
Занятия по обучению складыванию начинала с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам. Затем складывание выполняли поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т.д. Складывание сопровождала пояснениями, точно определяющими действия.
Слайд 9
4. Изготовление сложных поделок.
На данном этапе для
изготовления фигур требуется не только умение выполнять поделку на
основе чётких ориентировок на листе (угол, сторона), но и знание промежуточных понятий, достаточная развитость глазомера (умение определять середину стороны, делать сгиб, немного не доходя до угла, края).
Когда дети освоили некоторые приемы и терминологию, учила детей складывать по поэтапному словесному указанию педагога. Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступен, я познакомила детей с пооперационной картой, работать с ней проще и интереснее. Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то этапе, дети разворачивали заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывали её вновь.
Слайд 10
После того как дети научились работать с пооперационными
картами предложила схемы.
Слайд 11
5. Изготовление сюжетных композиций.
Освоив технику выполнения моделей, дети
за одно занятие успевали сделать несколько поделок, что позволило
объединять их в сюжетные композиции.
Каждая композиция дополняется элементами аппликативного оформления фона. Для выразительности композиции использовали цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).
Так были созданы коллективные сюжетно-тематические композиции отражающие тему недели («Грачи прилетели», «Лес», «Дикие животные», «Деревенский дворик», «Домашние животные», «Транспорт», «Лебеди на пруду», «Рыбки в аквариуме», «Ну лугу», «Осенний лес» и др.)
Грачи прилетели
Слайд 12
Рыбки в аквариуме
Машины на нашей улице
Бабочки на
лугу
Лебеди на пруду
Слайд 14
Волшебная страна бумажных игрушек ждёт всех,
у кого
пытливый ум и умелые руки.
Квадратный листочек бумаги, ловкие, почти неуловимые движения пальцев - и вот уже в руках появляется
забавные котята,
необычные цветы
или декоративные рыбки …
Слайд 16
Интересно вместе создавать различные поделки
Слайд 17
Тематические выставки
Цветы для любимой мамы
Этот загадочный космос
Слайд 18
Наши любимые домашние животные
Домашние птицы
Здравствуй, Новый год!
Слайд 23
Пооперационные карты последовательности изготовления
фигурок оригами.
Слайд 25
Схемы последовательности изготовления фигурок оригами.
Слайд 26
Наши достижения.
В результате обучения дети:
научились различным
приемам работы с бумагой;
знают основные геометрические понятия и базовые
формы оригами;
умеют следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами;
У детей:
повысилась способность работать руками, движения пальцев стали более точными, ловкими, мелкая моторика рук более развита;
расширился игровой опыт, знания об окружающем мире, что привело к обогащению и активизации словаря детей.
речь детей стала более связной, дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками;
А также могут сосредоточено, кропотливо работать под контролем сознания.