Слайд 2
Модель Жана Бодрийяра (вещественная)
Слайд 3
Ж. Бодрийяр начинает свой анализ с особенностей расстановки
мебели, где отражается социальная структура эпохи.
«Типичный буржуазный интерьер
носит патриархальный характер — это столовая плюс спальня. Вся мебель здесь, различная по своим функциям, но жестко включенная в систему, тяготеет к двум центральным предметам — буфету и кровати. Действует тенденция занять, загромоздить все пространство, сделать его замкнутым. Всем вещам свойственна многофункциональность, несменяемость, внушительность присутствия и иерархический этикет"
Слайд 4
Современный гарнитур он называет деструктурированным.
Происходит освобождение функции вещи,
она сводится к простейшей конструктивной схеме.
Слайд 5
Также он отмечает исчезновение больших и малых зеркал.
Одновременно
исчезает параллель зеркалу — семейный портрет.
Слайд 6
Новым типом человека становится не раб вещей, а
человек расстановки.
"Реклама пытается убедить нас, что современный человек,
по сути, больше уже не нуждается в вещах, а лишь оперирует ими как опытный специалист по коммуникациям"
Слайд 7
Коммуникативные функции цвета
Черное, белое, серое - представляют собой
нулевую степень красочности
"Броские" краски "бросаются" нам в глаза
Особое внимание
белому цвету – все что является непосредственным продолжением человеческого тела - белое
Слайд 8
Современный предмет является функционально богатым, но знаково бедным.
Старинный предмет, наоборот, максимально значим, но минимально функционален.
"В
мире коммуникаций и информации энергия редко выставляет себя напоказ. Миниатюризация вещей и сокращение жестов делают менее наглядной символику".
Слайд 9
Логика Деда Мороза
Логика воздействия масс-медиа
"Это не логика тезиса
и доказательства, но логика легенды и вовлеченности в нее.
Мы в нее не верим, и однако она нам дорога».
Человек "верит" рекламе так, как ребенок - Деду Морозу. «Индивид чувствителен к скрытым мотивам защищенности и дара, к той заботе, с которой "другие" его убеждают и уговаривают, к не уловимому сознанием знаку того, что где-то есть некая инстанция, которая берется информировать его о его собственных желаниях, предвосхищая и рационально оправдывая их в его собственных глазах"
Слайд 10
"Вещь нацелена на вас, она вас любит. А
поскольку она вас любит, вы и сами себя чувствуете
существующим - вы "персонализированы«
«Хуже всего, когда приходится самому придумывать мотивации для поступков, любви, покупок"
Ведь все институты общества направлены на то, чтобы избавить человека от "страданий" по поводу выбора хорошей/плохой газеты, работы, сорта сыра и т.д. Человек постепенно лишается возможности выстраивать свой собственный выбор.
Слайд 11
Анализ рекламы Ж. Бодрийяр строит на существовании презумпции
коллектива.
В традиционных формах покупки товар пассивен, а покупатель
активен. Современные технологии продажи, наоборот, делают пассивным покупателя, а активным товар. Поэтому для них столь значима опора на коммуникацию.
Слайд 12
Модель Жака Деррида (деконструктивистская)
Слайд 13
Знаки в стандартном понимании стоят вместо чего-то присутствующего,
понимание же самого Ж. Деррида сводится к попытке выстроить
знаковую теорию не в рамках подобной идентичности.
Для этого нового понимания он предлагает неологизм differance, понимаемый как «движение, с помощью которого язык, любой код, любая система референции в целом становятся "исторически" созданными в качестве структуры различий (differences)».
Слайд 14
Понятие "дифферанса" возникает как цепочка элементов, один из
которых присутствует, второй его заменяет, но уже имеет отношение
к будущему элементу.
То есть между ними возникает интервал во времени и в пространстве.
Различия (differences) возникают благодаря "дифферансу". Знак же является заменителем чего-то существующего.
Слайд 15
Значение - это не то, что содержится в
словах, а то, что некто вкладывает в них, подчеркивая
тем самым интенсиональный характер значения.
В обычном понимании значения, означающее указывает куда-то от себя, но означаемое нет. Как идея или образ в голове читающего означаемое представляет собой конечный пункт, где значения останавливаются.
Но в концепции Деррида одно означающее указывает на другое означающее, которое в свою очередь указывает на следующее означающее, которое указывает на следующее означающее и так далее.
Слайд 16
Деконструктивизм
"Деконструктивизм в основном нацелен на деконструкцию риторического подхода,
т.е. интерпретации текста как сугубо лингвистического феномена"
Расширение объекта:
«Если
допустить, что текст — не просто лингвистический феномен, то деконструктивизму надо заниматься тем, что называется «реальность», «экономика», «история».
Слайд 17
Письмо лишь исторически вторично и несамостоятельно. На самом
деле статус его первичен.
Деррида признает, что факт письма
следует из факта речи, но в то же время он подчеркивает, что идея речи зависит от идеи письма.
Слайд 18
Модель Жиля Делеза (постструктуралистская)
Слайд 19
"Лишь жертвы могут описать истязания — палачи с
необходимостью пользуются лицемерным языком господствующих строя и власти".
Коммуникативное
обоснование боли:
«Боль ценится лишь в соотнесении с определенными формами повторения, обуславливающими ее употребление»
«Именно повторение становится идеей, идеалом. А удовольствие становится поведением, имеющим в виду повторение, оно теперь сопровождает повторение и следует за ним как за независимой и грозной силой. Удовольствие и повторение, таким образом, меняются ролями...»
"Смысл — это результат телесных причин и их смесей".
Слайд 20
Делез совместно с Гваттари выступают против сведения бессознательного
только к схеме Эдипова комплекса, как это имеет место
у Фрейда. "Фантазия никогда не является индивидуальной: это групповая фантазия"
"Бессознательному известны социальные и политические роли: китаец, араб, черный, полицейский, оккупант, коллаборационист, радикал, босс, жена босса. Общественные и исторические события также: сталинизм, вьетнамская война, возникновение фашизма"
Слайд 21
Нулевой знак
«Смысл рассматривается вовсе не как явление, а
как поверхностный и позиционный эффект, производимый циркуляцией пустого места
по сериям данной структуры.
Структурализм (сознательно или нет) заново открывает стоицизм и кэрролловское воодушевление. Структура — это фактически машина по производству бестелесного смысла...»
Слайд 22
Машины желания
Социальные машины действуют на макроуровне, машины желания
— на микроуровне.
"Либидо пронизывает все "социальное поле", его
экономические, политические, исторические и культурные параметры и определения"
Слайд 23
Модель Марселя Mоcca (антропологическая)
Слайд 24
Теория архаического дара
"Отказаться дать, пригласить, так же, как
и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться
от союза и объединения"
Вариантом дара является также и милостыня
Слайд 25
Дар предполагает обязательное возмещение.
"Необходимо "время", чтобы осуществить любую
ответную поставку (нанесение визитов, брачные договоры, союзы, заключение мира,
прибытие на регулярные игры и бои, участие в тех или иных праздниках, оказание взаимных ритуальных и почетных услуг).
«Проявления взаимного уважения» — любые явления, обмениваемые одновременно с вещами, становящимися все более многочисленными и дорогими по мере того, как эти общества становятся богаче.
Слайд 26
Центральные моменты:
Во-первых, включение в обмены нематериальных моментов. Почет
и ритуальные аспекты также вступают в процессы обмена.
Во-вторых,
система дара как-то противоречит рациональной систематике современного мира, это какой-то с современной точки зрения восточный вариант обмена подарками.
Слайд 27
Что же контролирует все эти перемещения?
"Над" стоит
система престижа, чести. Все делается "из страха нарушить этикет
и потерять свой ранг"
Слайд 28
Уклониться от принятия дара невозможно
"Действовать так —
значит обнаружить боязнь необходимости вернуть, боязнь оказаться "уничтоженным", не
ответив на подарок. В действительности это как раз и значит быть "уничтоженным". Это значит "потерять вес" своего имени; это или заранее признать себя побежденным, или, напротив, в некоторых случаях провозгласить себя победителем и непобедимым"
Слайд 29
«Техники тела»
Тело – первый и наиболее естественный инструмент
человека