Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу,
Слайд 2
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в
памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не
назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Слайд 3
Одна из героических страниц битвы за Кавказ, бой
за город Кропоткин и мосты через реку Кубань. Урюпинское военно-пехотное
училище было создано в начале 1940 года и готовило командиров взводов – лейтенантов. Начальником училища был генерал – майор Ивановский. В декабре 1941 года училище выпустило командиров – лейтенантов по ускоренной программе. В конце июля 1942 года курсантов перевели в село Гулькевичи. Здесь и проводились занятия юношей курсантов 1924-25 г. рождения. 2 августа Гулькевичи, подверглись сильному налету вражеской авиации. Были разрушены двухэтажная столовая, элеватор, почта и средняя школа №1, где находился штаб училища. В ночь с 4 на 5 августа 2 батальона курсантов были посланы на защиту Кропоткина, 1 батальон, в район с. Отрадо – Ольгинского и Новомихайловского.
Слайд 4
В германских штабных документах участок от Армавира до
Кропоткина назывался «Кубанским коленом». По высочайшему замыслу отборным соединениям
захватчиков предстояло ударом с северо-востока раздробить «Кубанское колено» и быстро выйти к Майкопу и Туапсе. У Кропоткина удар прямо под «чашечку» «Кубанского колена» с последующим броском к Туапсе должны были нанести сверхотборное нацистское соединение дивизии СС «Викинг». Вооруженных до зубов «Викингов» остановили у Кропоткина два батальона Урюпинских курсантов. Когда танки и бронетранспортеры 13-й танковой дивизии генерал – лейтенанта Гера находились между Курганной и Майкопом танки «викингов» только выползли на левый берег Кубани у с. Новомихайловского. Из-за этой задержки вдумайтесь!!! Выйти к Чер-ному морю у Туапсе уже не удалось ни лжевикингам, ни Геру.
Слайд 5
Враг подходил к Кропоткину. Его обороняли курсанты
Урюпинского училища. На всех переправах было выставлено по 5-7
человек с горючими смесями и взрывчаткой для уничтожения переправ после отхода наших частей или попытки их захвата немцами.
Немцы вели себя самоуверенно - они шли без разведки, решив на плечах отступающих наших войск прорваться через Кропоткинские мосты на Майкоп.
Самолеты не сбросили в район мостов ни одной бомбы. Противник не предполагавший встретить организованное сопротивление, нес потери и несколько раз откатывался назад.
Наступил решительный момент боя — к мосту устремилось три танка, за ними двигались автоматчики.
Слайд 6
Нависла угроза захвата немцами мостов. Тогда командир батальона
ст. лейтенант Ситников отдал приказ о взрыве мостов. Перед
самым носом врага шоссейный мост взлетел на воздух и развалился на три части. Несколько минут спустя раздался второй взрыв — это был взорван железнодорожный мост через р. Кубань. Приказ Командующего 12 Армии был выполнен: войска Красной Армии беспрепятственно ушли на левый берег Кубани. Планы фашистских войск по захвату мостов рухнули.
Курсанты, взорвавшие мосты, решили драться с немцами здесь, где драться было уже невозможно, стоять здесь, где выстоять было немыслимо. Они решили, что не уйдут, если даже на их головы свалился весь ад войны. И они не ушли, но цена стойкости была огромной: 640 курсантов и командиров убитыми, утонувшими в реке, пропавшими без вести.
Через шесть дней курсантов вывели из боя, из полка урюпинцев в 2560 человек в живых осталось 220. Под командованием ст. лейтенантов Булатова и Ситникова, под общим рук. м.Титова. Под Кропоткиным фашисты потеряли 22 танка, 29 автомашин, 17 мотоциклов, бро-немашины, тягачи, 12 пушек и солдат и офицеров.