Слайд 2
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних
людей она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно
обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в жизни.
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты.
Для развития воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах, рисовать, слушать музыку. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.
Ребенок должен наиграться, «нафантазироваться» в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем, обучаться в школе.
Слайд 3
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Воображение развивается к 2-м годам. Первые фантазии можно заметить
в играх малышей, активно начинает развиваться после 3-х лет. Опыт детей становится богаче, развиваются его интересы, усложняются действия. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным, то что он выдумал, с тем, что правда происходило. В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Дети сочиняют рассказы, создают новые персонажи, осуществляют свои творческие замыслы, придумывают новые игры. Но чтобы воображать и фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать: строить, рисовать. В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения
Слайд 4
Театрализованная деятельность как способ развития творческого воображения ребенка
«Театр
- волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а
в игре он познает мир»
С. М. Мерзлякова
В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые.
Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, игрового поведения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. Ни один вид игровой деятельности не влияет так на развитие творческого воображения, развитие артистизма, выразительности движений и речи, как театрализованная игра.
Слайд 5
Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников
Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит малыша
думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, воображение, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития. Интерес к сказкам помогает ребенку выработать способность к фантазированию, и сочинительству. Свою работу по сочинительству сказок мы начинали со средней группы, где авторами сказок являются родители и дети группы. Им предлагалось сочинить свои сказки и придумать иллюстрации к ним. Благодаря этой работе ребенок получил первый опыт сочинительства, где он являлся помощником, он выбирал и придумывал своего героя, наделял его какими либо, волшебными
качествами и действиями, помогал родителям в его изображении.
Слайд 6
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
Режиссерские
игры
К режиссерским играм можно отнести различные настольные театры,
теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.
Игры-драматизации
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация-это деятельность, требующая у детей необходимых способностей, умений и навыков. Такая игра более сложна для детей, чем воспроизведение того что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение помнить текст произведения( последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значением игр драматизаций. В игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд 7
Роль педагога в организации театрализованной деятельности
Средний дошкольный
возраст.
Педагог создает условия для индивидуальных и коллективных режиссерских
игр с помощью насыщения предметно- развивающей среды разными мелкими образными игрушками. Должен быть разнообразный бросовый материал, способствующий развитию творческого воображения, способности действовать с предметами- заместителями. Педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи (Что сказал? Куда пошел?) иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов- заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Старший дошкольный возраст.
Предметно- игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала, он помогает ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступает в роли «механизма», способствующего разворачиванию детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций, направляющий замыслы игры, используя вопросы: «Что было дальше? Что с ними случилось?»
Таким образом, взрослому для развития творческого воображения дошкольника необходимо создавать проблемные ситуации, которые не имеют однозначного решения и побуждают ребенка фантазируя, находить нестандартное решение поставленной задачи.
Слайд 8
Дидактические игры с элементами ТРИЗ
Играя в эти игры
дети видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит
детей находить позитивные решения возникших проблемах, что очень пригодиться в жизни.
Дидактическая игра « Хорошо- плохо»
Предметные карточки на каждого ребенка Для игры выбирается объект, имеющий для тебя конкретную значимость (вызывающий положительные или отрицательные эмоции).
Пример: - Дождь - плохо - нельзя гулять, а хорошо - можно почитать книжку. - Укол - плохо - больно и страшно, а хорошо - вылечивает от болезни. - Мороженое - плохо - можно простудить горло, а хорошо – сладкое и вкусное, освежает в жару. Играть можно по-разному: - Игра в мяч (для нескольких человек). Ведущий кидает мяч, называя объект. Тот, кому мяч брошен, называет в этом объекте «хорошее» или «плохое».
Динамичный вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно изменяется (цепочка). Пример: - Весной становится теплее - это хорошо, т.к. быстрее тает снег. - Быстро тает снег - это плохо, т.к. вода не успевает впитываться в землю и кругом большие лужи. - Кругом большие лужи - это хорошо, т.к. можно в них пускать бумажные кораблики. - Пускать кораблики в лужах - это плохо, т.к. можно промочить ноги и простудиться. - Простудиться - это хорошо, т.к. появится время прочитать интересную книжку… И так далее
Дидактическая игра « Как мне повезло» Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит карандаш, - с моей помощью рисуют картины.
Дидактическая игра « Логический поезд»
Игрокам предлагается выкладывать цепочки из карточек, находя между ними логическую связь и объясняя свой выбор.
Развивает логическое мышление ,творческое воображение, речь, память, фантазию, учит группировать и классифицировать предметы.