Слайд 2
Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, превращение, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и
общественно-политическое движение в Западной
и Центральной Европе XVI — начала XVII,
направленное на реформирование
католического христианства
в соответствии с Библией.
Слайд 3
Джон Уиклиф
(1320 – 1384, Британия)
Предтечи Реформации
Ян Гус
(1369 –
1415, Чехия)
Слайд 4
31 октября 1517 года, Виттенберг (Священная Римская империя)
95
тезисов
Слайд 5
10 декабря 1520 года, Виттенберг
сожжение папской буллы
Слайд 6
27 января – 25 мая 1521 года
Вормсский государственный
совет
«На том стою. Не могу иначе.
Да поможет мне Бог!»
Слайд 7
Фридрих Мудрый не оставил своего профессора без защиты.
Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен
группой людей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.
После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Так, папский легат Джироламо Алеандер после сейма направился в Нидерланды и сжёг двух монахов, которые стали первыми мучениками Реформации.
Слайд 8
Выступление Лютера на Вормсском рехстаге всколыхнуло широкие народные массы
Германии, которые исходя из своих сословных интересов по-разному трактовали
учение Лютера.
В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось
бюргерское движение, во главе которого стали
Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг.
Участники этого движения требовали немедленных радикальных преобразований, осуждали католические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей, выражали своё недовольство в форме погромов
католических храмов.
В противовес «телесному мятежу» Цвиллинга и Карлштадта Лютер предложил идею «духовного мятежа» (мирного пути Реформации), которая не получила широкой поддержки среди населения. Не вняв Лютеру, Томас Мюнцер и бюргерство восприняли Реформацию как призыв с социальным преобразованиям, в результате чего развязалась Крестьянская война.
Слайд 9
Вормсский эдикт , изданный Карлом V 25 мая 1521
года запретил издание, распространение и чтение трудов Лютера, хотя
большинство членов Вормсского рейхстага занимали умеренную позицию по отношению к учению Лютера.
Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы. Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, в том числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн
с Францией и турками.
Шпеерский рейхстаг 1526 года фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено. Такое возобновление спровоцировало издание князьями и городами Шпеерской протестации , а сторонники Реформации стали называть себя протестантами.
(Исторически протестанты – это только лютеране).
Слайд 10
В 1527 году Лютер совершает визитацию по евангелическим
приходам, после чего пишет два катехизиса: Малый катехизис –
для прихожан, Большой катехизис – для пасторов и учителей Воскресной школы.
Слайд 11
Июнь 1530 года. Аугсбургский рейхстаг
Слайд 12
На рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти
компромисс между конфессиями путём богословского диспута, но потерпел неудачу
и был вынужден вернуться к требованию решительного исполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства в Германии.
Лютеру было запрещено участвовать на рейхстаге. Вместо него участвовал его сподвижник Филипп Меланхтон, который представил на рейхстаге изложение евангелическо-лютеранского учения. Этот документ называется «Аугсбургское исповедание». Позже он издал «Апологию Аугсбургского исповедания».
Слайд 13
После Аугсбургского рейхстага ландграф Гессенский Филипп сформировал Шмалькальденский
оборонительный союз лютеран.
В 1544 году император был вынужден
прекратить судебные процессы в Имперском камерном суде против лютеран.
На рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим — соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу V не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало
упорное сопротивление.
В 1555 году с утверждением Аугсбургского религиозного мира Вормсский эдикт окончательно утратил силу.
Слайд 14
Разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим.
После смерти Лютера его ближайший помощник Меланхтон не смог сохранить
единство лютеран. Он постоянно пытался найти компромисс — то с католиками, то с реформатами (кальвинистами, цвинглианами), что вызывало неудовольствие гнесиолютеран. В результате лютеранские богословы почти на 30 лет оказались вовлечёнными в ожесточённые теологические споры. В дело вмешались правители немецких земель.
Слайд 15
Был составлен документ «Torgisches Buch», разосланный различным земельным церквям
для ознакомления с их мнением. К 1580 году работа была
практически закончена, итоговый документ получил название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви (Евангелическо-лютеранской Церкви) были завершены.
В 1576 году по инициативе курфюста Августа Саксонского в Торгау состоялось обсуждение предварительных материалов, составленных Якопом Андреэ
и Мартином Хемницем.
Слайд 16
Содержание:
- Апостольский Символ веры;
- Никео-Константинопольский Символ веры;
- Афанасьевский
Символ веры;
- Аугсбургское исповедание;
- Апология Аугсбургского исповедания;
- Шмалькальденские артикулы;
-
Краткий катехизис;
- Большой катехизис;
- Формула Согласия.
Книга Согласия –
свод вероисповедных и вероучительных книг
Евангелическо-лютеранской Церкви
Слайд 17
В XVI веке Реформация охватила почти всю Европу
Австрия
Венгрия
Дания
Норвегия
Швеция
Финляндия
Прибалтика
(Ливония)
Польша
Литва
Параллельно с этим проходили процессы вне лютеранской Реформации.
Реформация в
Англии (Англиканская Церковь), в Швейцарии (Реформатская Церковь), Франция (гугеноты), Шотланция (пресвитерианство).
Слайд 18
Контрреформация
Это реакция Римо-Католической Церкви на Реформацию. Во вторую
половину XVI века
с перерывами работал контрреформационный Тридентский собор. Кроме
этого, в целях борьбы с Реформацией и упрочнения авторитета Римо-Католической Церкви
был создан орден иезуитов.
Слайд 19
Тридцатилетняя война
1618 – 1648 гг.
Её исходом стал Вестфальский
мир, провозгласивший правило: «Чья власть, того и вера».
Слайд 20
отцы лютеранской Реформации
Мартин Лютер
(1483 – 1546)
Филипп Меланхтон
(1497 –
1560)
Слайд 21
Иоганн Бугенхаген
(1485 – 1558)
Юстус Йонас
(1493 – 1555)
Слайд 22
Мартин Хемниц
(1522 – 1586)
Николаус Амсдорф
(1483 - 1565)
Слайд 23
Маттиас Флациус
(1520 – 1575)
Иоганн-Каспар Аквила
(1488 – 1560)
Слайд 24
Иоанн Бренца
(1499 – 1570)
и другие…
Слайд 25
Итоги Реформации
Католический мир, который объединял все народы Западной
Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование.
Единая католическая
церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра.
Национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы.
Повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира.
Необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей.
Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Слайд 26
Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве
политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам
представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.
Произошла смена старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.
Слайд 27
Основной девиз
лютеранской Реформации:
«Назад к истокам»
Лютеране принимают 7 Вселенских
соборов.
Слайд 28
Богословские взгляды Лютера
Основополагающие принципы достижения спасения
по учению Лютера:
SOLA
FIDE, SOLA GRATIA, SOLA SCRIPTURA
(только вера, только благодать и только Писание).
Лютер
объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком.
Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом
(Гал. 3:11 «Праведный верою жив будет»;
Еф. 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру,
и сие не от вас, Божий дар»).
Слайд 29
Лютер заявил об отвержении авторитета
папских декретов и призвал считать
главным
источником христианских истин
не институциональную церковь, а Библию.
Антропологический компонент учения
Лютер
сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.
Слайд 30
В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и
духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на
профессиональном поприще осуществляется Божья благодать
(«Труды монахов и священников, какими бы тяжкими
и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются
в глазах Бога от трудов крестьянина в поле
или женщины, работающей по хозяйству»).
Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного.
Слайд 31
Ежегодно 31 октября Евангелическо-лютеранская Церковь празднует День Реформации
Слайд 32
25 июня наша Церковь ежегодно отмечает День Аугсбургского
исповедания веры
Слайд 33
К 300-летию Аугсбургского исповедания
Феликс Мендельсон написал Симфонию №5
«Реформационную».
Финал Симфонии построен на главном гимне лютеранской Реформации «Ein
feste Burg ist unser Gott».
Первая строка этого гимна золотыми буквами украшает башню Замковой церкви в Виттенберге.
Слайд 35
К 400-летию Реформации
в 1917 году
в Петербурге
на заводе Э.
Фигнера
был изготовлен памятный медальон
с изображением Лютера и со словами
«На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог! Аминь» и с начальными словами гимна «Господь надёжный наш оплот…»