Слайд 2
Новый год у древних славян обычно совпадал с
началом весны. Его праздновали в день весеннего равноденствия –
21 марта.
Слайд 3
В 1492 году великий князь Иван III постановил
отмечать Новый год
1 сентября
Слайд 4
Весь декабрь в деревнях на Руси ждали Светлого
Рождества Христова. К нему готовились, очищаясь Филипповским постом
Пост предписывал
воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем
Слайд 5
В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки
прибирали
избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали
Варку
хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же
приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло
сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
Слайд 6
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно
и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян.
Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.
Слайд 7
На закате солнца, после первой звезды, хозяин
со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший
в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.
Слайд 8
По окончании вечери - колядование. Коляда состояла в
том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки -
собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.
Слайд 9
Переходя от одного дома к другому, под
окнами или в избах, они пели песни в честь
праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Половину собранных денег полагалось отнести в церковь
Слайд 10
В городах также с песнями ходили по домам,
устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из
различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели,
Слайд 11
На второй день Рождества начиналась самая веселая
и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни,
которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора гаданий, особых обрядов, когда незамужние девушки и холостые парни пытались узнать свою судьбу.
Слайд 12
На 6 -й день после Рождественского сочельника наступал
день святых Василия Великого и Меланьи. Святой Василий почитался
как покровитель свиней, а потому и припасали «свинку да боровка для Васильева вечерка»
В этот день накрывался самый богатый стол, с тех пор и сохранилось в народе присловье – «Наготовили как на Меланьину свадьбу»
Слайд 13
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр,
который показывали на Рождество Христово и на святках. Это
действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
Слайд 14
Царь Петр I изменил летоисчисление и способ празднования
Нового года
1 января 7208 года
(от Сотворения мира)
объявили началом
нового 1700 года
(от Рождества Христова)
Слайд 15
«Всем горожанам предписывалось «на своем дворе учинить трижды
стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится,
по ночам огни зажигать из дров или хвороста или из соломы».
Слайд 17
Первое письменно зафиксированное свидетельство об украшении ёлки на
Рождество относится к 1605 году: на Рождество некий немецкий
путешественник пришел в Страсбург, бывший в то время вольным городом империи, пересек Рейн и увидел в домах тамошних жителей украшенные (но не освещенные) елки. Он писал по этому поводу: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи»
Слайд 18
Прошло 230 лет…
Обычай повсеместно устанавливать в России рождественские
елки существует сравнительно недавно - около 170 лет.
Слайд 19
Обычай ставить в доме наряженную ель привезла
в Россию
Императрица Александра Фёдоровна
(прусская принцесса Шарлотта)
Слайд 20
Петербургские немцы привозили с собой в Россию свои
обычаи и обряды