Слайд 2
Анатолий Васильевич Луначарский — русский советский писатель, общественный
и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
Родился в 1875 в Полтаве, в семье действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (отчество и фамилия получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь — результат перестановки слогов в фамилии «Чарналуский», так как тот был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки).
Слайд 3
Основной целью воспитания, считал
А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет
жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.
Слайд 4
Под руководством Луначарского
советская система образования была переориентирована с получения знаний на
политическую обработку новых поколений в духе коммунистической идеологии. Увязывавший оценку художественного уровня с социальными критериями произведений, активный деятель Пролеткульта, Луначарский стал одним из основателей теории социалистического реализма. Луначарский вошел в русскую культуру как оригинальный мыслитель, талантливый защитник реализма в культуре и искусстве, плодовитый агитатор и пропагандист, человек энциклопедических знаний.
Н. К. Крупской, M. H. Покровским и др. разрабатывал
важнейшие теоретические проблемы образования, общую стратегию совершенной школы. Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у Луначарского "философия трудовой школы" - концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры. Однако утопичная по своей сути идея формирования в недалёком будущем "нового человека", лежавшая в основе образовательных проектов Крупской, Покровского и Луначарского, сделала практически невозможной их реализацию в неизменном виде.
Луначарскому – это инструмент, с помощью которого общество по
собственному образу и подобию производит "согражданина". Полагая, что дореволюционная школа в России полностью себя изжила, выдвигал в качестве первоочередных задач проведение "внешних" (буржуазных) реформ. Важнейшими достижениями буржуазного образования Луначарский считал научность и реалистичность, выступал за использование и развитие прогрессивного опыта (в первую очередь американского и швейцарского) в условиях революционной России.
Был одним из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской школы, общедоступной без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, управляемой на демократических принципах.
Слайд 7
Одним из главных направлений
деятельности Луначарского на посту наркома стала политехнизация образования -
реформа, затронувшая глубинные основы школьной структуры. Трудовая школа, по Луначарскому, должна опережать современность и ещё в условиях диктатуры пролетариата стать прообразом формирующихся социалистических отношений. В перспективе, считал он, необходимо, чтобы "поток просвещения был очищен от классового духа, чтобы только чистые воды науки, искусства, правды вливались в детские души, чтобы просвещение первый раз стало не классовым, а человеческим и потому именно коммунистическим".
Слайд 8
Образование рассматривал как
процесс формирования "человеческого образа" личности, представляющий собой единство обучения
и воспитания; духовность для него - основа социального бытия. Задача школы - приучать человека работать, мыслить, сознавая себя активным продолжателем общего дела, заложить правильные методы подхода к явлениям действительности.
Внешкольным воспитанием, по Луначарскому, является весь жизненный опыт человека. При этом старому поколению, сформировавшемуся в предреволюционную эпоху, необходимы огромные нравственные усилия, "жёсткая чистка самого себя", а иногда и самоотвержение для того, чтобы соответствовать требованиям воспитательной работы с детьми. Выступал за дифференцированную систему образования взрослых, охватывавшую различные кружки самообразования, клубы по интересам, воскресные, вечерние, дополнительные занятия, школы и т. п.
Слайд 9
Теория социального воспитания
у Луначарского строилась как сочетание двух направлений:
• гражданского ("хорового")
• свободного ("индивидуального")
Культурное богатство нового общества, по мысли Луначарского, составляет разнообразие "ярко выраженных индивидуальностей". Школа, всемерно способствуя развитию талантов каждой личности, должна также научить ребёнка с раннего возраста уважать своеобразие другого человека, жить в дружном согласии с окружающими, чувствовать и мыслить социально.
Большое значение Луначарский придавал формированию научного мировоззрения с помощью атеистической пропаганды, преподавания современного естествознания и общественных наук. Для развития гармоничной личности считал необходимым разностороннее эстетическое воспитание. Особое место в предложенной Луначарским системе эстетического развития принадлежало литературе и музыке. Ни один из видов художественного творчества, по его убеждению, не является столь "тождественным с жизнью", как музыка. В человеке потенциально заложена ритмичность всех его проявлений: поведения, речи, жеста и т. п. Музыкальное образование призвано усилить и вернуть людям эти утраченные свойства. Музыка и литература воспитывают прежде всего творческие способности, благодаря которым личность получает возможность свободно реализовать своё внутреннее содержание. Выступал в поддержку развития разнообразных форм детской художественной самодеятельности: выставок, детских клубов, театров, музыкальных праздников и т. д.
Слайд 10
В качестве непременного
условия реализации образовательной программы Луначарский выдвигал продуманную воспитательную политику
государства, которое, по его мнению, может быть "культурным", только если оно является "глубоко педагогическим". Решающую роль в осуществлении этой политики отводил школьному учителю. Как противник пролеткультовского нигилизма, Луначарский настаивал на бережном отношении к кадрам, полагая, что способные к творческой работе педагоги дореволюционной школы найдут своё место в школьном деле, несмотря на идейные разногласия. Решение насущной проблемы.
Слайд 11
Луначарский умер в декабре
1933 года по пути в Испанию на французском курорте
Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.