Слайд 2
Просвещение.
Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в
социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности,
образовательного уровня населения.
Слайд 3
Литература.
Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской
культуры под названием "серебряного века". Это было время небывалого
расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.
А.П. Чехов.
А. П.
Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.
Слайд 5
В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию
пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов
–
С. А. Есенин,
Н. А. Клюев,
С. А. Клычков.
С.А. Есенин
Н.А. Клюев
С.А. Клычков
Слайд 6
Наука.
Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в
развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый
вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.
Слайд 7
Н.Е. Жуковский.
Ряд выдающихся открытий в теории и практике
самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского
был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.
Слайд 8
И.П.Павлов и И.И. Мечников.
Небывалым всплеском характеризовались исследования в
области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал
учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
Слайд 9
Начало XX века - время расцвета российской исторической
науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В.
О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.
В.О. Ключевский
Слайд 10
Живопись.
Законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские
искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А.
Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники" заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи. Искусство, по их мнению, - это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.
Слайд 11
И.Е. Репин.
И. Е. Репин закончил в 1906 г.
грандиозное полотно "Заседание Государственного совета".
Слайд 14
В 1907 г. в Москве была открыта выставка
под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16
художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.
П.В. Кузнецов «В степи. Мираж.»
Слайд 17
Скульптура.
Творческий подъем в этот период переживала и скульптура.
Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма.
Слайд 18
Значительных успехов на этом пути обновления достиг П.
П. Трубецкой.
Слайд 19
Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А.
С. Голубкиной. При этом основной чертой ее произведений является
не отображение конкретного образа или жизненного факта, а создание обобщенного явления: "Старость" (1898), "Идущий человек" (1903),
Слайд 20
Архитектура.
Во второй половине XIX в. новые возможности открылись
перед архитектурой. Это было связано с техническим прогрессом. Быстрый
рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений; Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название "модерн". Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов - так называемый неорусский стиль.
Слайд 21
Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило
развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. О. Шехтель.
Особняк
фабриканта С. П. Рябушинского
Слайд 22
Музыка, балет, театр, кинематограф.
Начало XX в. - это
время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина,
И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура.
Слайд 23
К началу XX в. русский балет занял ведущие
позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась
на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний.
Слайд 24
В первое десятилетие XX в. в России, вслед
за Францией, появился новый вид искусства - кинематограф. В
1903 г. возникли первые "электротеатры" и "иллюзионы", а к 1914-му уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина "Стенька Разин и княжна", а в 1911-м - первый полно метражный фильм "Оборона Севастополя". Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм.
Слайд 25
Немного определений.
Импрессионизм - направление в искусстве, представители которого стремятся
запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать
свои мимолетные впечатления.
Нобелевская премия - премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счет средств, оставленных изобретателем и промышленником А. Нобелем.
Ноосфера - новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором развития.
Футуризм - направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание новой.