Слайд 3
Сказкотерапия –
метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с
окружающим миром.
Слайд 4
В своем творчестве к сказкам обращались:
Э. Фромм
Э.
Берн
Э. Гарднер
А. Менегетти
М. Осорина
Е. Лисина
Е. Петрова
Р. Азовцева
Т.
Зинкевич-Евстигнеева
и т.д.
Слайд 5
Функции сказки:
психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
символическое отреагирование
физиологических и эмоциональных стрессов;
принятие в символической форме своей
физической активности.
Слайд 6
Возможности работы со сказкой:
Использование сказки как метафоры. Текст
и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной
жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Слайд 7
Классификация сказок
(Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева)
Слайд 8
Художественные (народные и авторские)
К художественным
сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и
авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Народные сказки связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
Авторские художественные сказки рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические
Создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Слайд 9
Медитативные
сказки создаются для накопления положительного
образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших
моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.
Психотерапевтические
Часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
Слайд 10
Психокоррекционные
Создаются для мягкого влияния на поведение
ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения
на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
Слайд 11
Основные приемы работы со сказкой:
Анализ сказок.
Рассказывание сказок.
Переписывание сказок.
Постановка сказок с помощью кукол.
Сочинение сказок.
Слайд 12
Анализ сказок.
Цель - осознание, интерпретация того,
что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением
героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?"; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
Слайд 13
Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты,
как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит
в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок".
Слайд 14
Переписывание сказок.
Переписывание и дописывание авторских и
народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или
взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Слайд 15
Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с
куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается
на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Слайд 16
Сочинение сказок.
В каждой волшебной сказке есть
определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме
(в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Слайд 18
Структура коррекционно – развивающего сказкотерапевтического занятия.
Слайд 19
Пример сказки для занятия по сказкотерапии с детьми-инвалидами
Гадкая
морковка.
Жила-была в лесу
Гадкая Морковка. Никто и никогда ее гадкой не называл. Но она считала себя именно такой.
Однажды шел по лесу дядя Коля, увидел Гадкую Морковку и удивился:
- Ого, морковь в лесу выросла! Откуда ты взялась?
- От верблюда! – брякнула Морковь. Ведь она была гадкая!
- Ну, это мы сейчас проверим, - дядя Коля ничуть не обиделся, присел на корточки и стал внимательно осматривать Морковку.
Ей стало неловко. Но тут она вспомнила, что она - гадкая и крикнула:
- Иди отсюда, дядя! Нечего на меня дышать, прическу портить!
- Ого, а ты умеешь за себя постоять, умница! – неожиданно похвалил дядя Коля Морковку.
Тут даже Морковь совсем растерялась. Она просто не знала, что ответить.
Но дядя Коля вдруг сказал:
- Послушай, тебе не скучно тут? Поехали в мой огород!
Морковь забыла, что надо ответить что-нибудь гадкое, и спросила:
- А что мне у тебя делать?
- Погостишь. Не понравится – обратно привезу. Выкапывать тебя буду осторожно, не бойся.
Морковка пожала бы плечами, если б они у нее были. И согласилась.
Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем.
Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землей и думала, что путешествует, как королева.
Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора.
Морковке вдруг стало страшно:
- Я – гадкая! Увези меня обратно! – запищала она.
- И не подумаю. Я сам гадкий, - ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И Морковка снова почувствовала себя королевой.
А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, еще неизвестной науке.
А еще выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят.
Прочтение и анализ сказки помогает ребенку с ограниченными возможностями поверить в свои силы, осознать свою значимость и ценность; развивает чувство собственного достоинства.
Слайд 20
Пример сказки для занятия по сказкотерапии с детьми-сиротами
Под ковром.
Тигр и лошадь жили под ковром в гостиной. Они были закадычными друзьями. Им нравилось жить в ГОСТИНОЙ, потому что они любили принимать ГОСТЕЙ.
В том же доме жила девочка Шейла. Однажды она спросила их:
- Как это вы умещаетесь под ковром?
- Очень просто, мы ведь воображаемые, - ответили они.
- Я воображаемый тигр.
- А я воображаемая лошадь.
- А где же твое сено? – спросила Шейла у лошади.
- Под ковром, - ответила лошадь. - Это ведь воображаемое сено.
- А твои кости тоже под ковром? – спросила она у тигра.
- Кости? Конечно, - ответил тигр и облизнулся.
Потом он спрятался под ковер. Лошадь последовала за ним, и Шейла осталась одна.
Она достала лист бумаги, нарисовала несколько кусочков сахару и сунула рисунок под ковер.
Чуть погодя она услышала похрупывание и "чам-чам-чам” – лошадь ела сахар с большим удовольствием.
Тогда Шейла написала на клочке бумаги записку: "Что любят тигры?” – и сунула записку под ковер. Под ковром зашушукались, затем высунулась лошадиная голова и сказала:
- Бутерброды с сеном!
- Ах ты гадкая лошадь! – сказала Шейла. – Бутерброды с сеном любят не тигры, а лошади. Пойди и спроси тигра, что он хочет!
Лошадь спряталась, и вылез тигр.
- Я хочу наручные часы, - сказал он. – Чтобы знать, который час.
- Хорошо! – сказала Шейла.
Она нарисовала часы и протянула ему. А потом нарисовала бутерброды с сеном для лошади. Тигр исчез. Но вскоре оба появились опять.
- Большое-большое спасибо, Шейла! – сказали они и поцеловали ее.
- Подумайте, что вам еще надо, только скорей, - сказала Шейла. – А то мне пора уже идти спать.
- Нам бы хотелось еще зонтик.! – сказали тигр и лошадь.
- Зонтик? – удивилась Шейла. – Разве под ковром идет дождь? Ах, да! Это воображаемый дождь.
- Ну конечно! – сказали они.
И она нарисовала им зонтик.
- Спасибо! – сказали тигр и лошадь. – Спокойной ночи.
- Спокойной ночи! – ответила Шейла и пошла спать.
Но потом ей вдруг пришло в голову: "Наверное, ужасно обидно, когда есть новый красивый зонтик и нет дождя!” И она нарисовала на большом листе бумаги дождь, спустилась на цыпочках в гостиную и сунула дождь под ковер.
Когда утром она вошла в гостиную, то очутилась по щиколотку в воде, а тигр и лошадь сидели в раскрытом зонтике и плавали в нем, как в лодке.
"Наверное, я нарисовала слишком много дождя”, - подумала Шейла.
После завтрака она опять пришла в гостиную. Мама в это время как раз подметала ковер. Ни воды, ни зонта, ни тигра, ни лошади – ничего не осталось.
Шейла взяла свой альбом для рисования и нарисовала тигра и лошадь крепко спящими. Скоро мама ушла. А Шейла все сидела и глядела на огонь в камине. В гостиной было тихо-тихо, только из-под ковра доносился громкий храп.
Прочтение и анализ этой сказки поможет наладить отношения между ребенком-сиротой и претендентами на его усыновление.