Слайд 2
Скульптура Древнего Египта имела, в основном, ритуальное назначение
и была связана с культом мёртвых. Скульптура была частью
храмов и гробниц.
Египтяне верили в вечную жизнь и бессмертную душу, но для этого было необходимо сохранить тело и внутренние органы нетленными. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.
В скульптуре (как и в живописи), существовали особые каноны. Они установились на ранних этапах египетской истории и сохранялись на протяжении более двух тысячелетий.
Канопы для хранения мумифицированных внутренних органов
Слайд 3
Особенности:
Практичность (скульптура имела ритуальное значение
и связана с
культом мертвых);
Монументальность;
Каноничность, незыбленость воплощения
Слайд 4
Канон – свод правил, сложившихся в процессе художественной
практики и закрепленных традицией
Идеальный возраст (расцвет сил);
Натуральная величина или
больше;
Симметрия, пропорциональность и фронтальность в построении фигур;
тщательная проработанность деталей;
Поза, положение тела (стоя – выставлена левая нога вперед, сидя – на троне, коленопреклоненные)
наличие некоторых атрибутов власти или профессии;
Лицо отрешенное от всего земного (смотрит в Вечность)
Слайд 5
Статуя фараона Второй династии Хасехема была найдена в
Иераконполе. Считается одной из древнейших статуй, изображающих царскую особу
тинисской эпохи.
Слайд 6
Портретная статуя фараона Джосера.
XXVII в. до н. э.
Слайд 7
Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица,
статуя представляла собой большее чем просто образ.
Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица.
Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу
.
Слайд 8
В ходе времени, главной задачей скульптора стало достижение
наибольшего портретного сходства.
И наиболее талантливые скульпторы даже в
сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений.
Статуя Хемиуна, Пельзауеский музей, Германия.
Голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр)
Статуя V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей)
Слайд 9
Обязательна была определённая раскраска статуй. Мужские тела была
кирпичного цвета, женские - жёлтого, волосы - чёрного. Одежда
– белая (мужчины – короткая набедренная повязка, женщины – длинное облегающее платье на широких лямках). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Материал для статуй: дерево, камень (базальт, гранит, песчаник, известняк)
Тела статуй - преувеличенно мощные, развитые. Почти все линии статуй параллельны или находятся под прямым углом; сидячая скульптура была квадратной. Ноги прямые, спина и шея негнущиеся; никогда не встречается поворота туловища или головы; всё тело выпрямлено, мышцы навсегда застыли.
Но в некоторых случаях лица должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Царевич Рахотеп и его жена Нофрет.
Древнее Царство.4 династия.
Некрополь в Мейдуме
Слайд 10
Глаза статуй инкрустированы: в серебряные
орбиты вставлены белки из
белого алебастра и зрачки из горного хрусталя.
Слайд 12
Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени
руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой.
Статуя фараона
Тутмоса I
Триада Микерина:
богиня Хатор, фараон Микерин,
богиня-покровительница нома Диосполис Парва
Слайд 13
«Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи»
XVI в. до н.э.
Эбеновое
дерево, инкрустация золотом и пастой, серебрение.
Высота 40; 39
см
Слайд 14
Вельможа Птаххенуи и его супруга.
Скульптура из гробницы в
Гизе.
Время правления 5-й династии
Никара, сидящий с женой и сыном
Скульптурная
группа периода Древнего царства (5 династия)
Слайд 15
Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на
скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только
царских сыновей.
«Статуя писца Каи» Сер. III тыс. до н.э.
Известняк.
Слайд 16
В таких же сидячих позах иногда изображали и
наиболее знаменитых архитекторов, портретные статуи которых удостаивались чести быть
помещенными в построенных ими храмах.
Архитектор Аменхотеп сын Хапу —
строитель храма Амона-Ра в Карнаке.
XIV в. до н. э.
Архитектор Сенмут в роли воспитателя
царской дочери. Начало XV в. до н. э.
Слайд 17
Эта знаменитая деревянная статуя датируется Древним царством. Она
представляет сановника Каапера, известного также под именем Великого жреца.
Его черты выражают спокойное достоинство. Глаза сделаны из кварца, веки - из меди. Статуя составлена из нескольких кусков раскрашенного фигового дерева.
Слайд 18
Статуи сфинксов
Большой сфинкс в Гизе. 26 в. до
н.э. Монолитная известковая скала. Пирамидный комплекс фараона Хефрена. Сфинкс
73 м в длину и 20 м в высоту.
Слайд 20
Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в
Мемфисе. Алебастр. 15 в. до н.э.
Слайд 21
Статуи фараонов
Статуя фараона Аменемхета III, середина-конец 19 в.
до н. э.
Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона).
14 в. до
н. э.
Слайд 22
В Среднее царство наблюдается совершенно иное, более реалистическое
направление. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов
XII династии.
Скульптурный портрет Аменемхета III. XII дин.
Слайд 23
«Западного" сфинкс Аменхотеп III из Ком эль-Хеттан. Гранит.
Санкт-Петербург.
Аменхотеп III — тот самый, чьи изображения в виде
гранитных сфинксов ныне украшают набережную Невы напротив здания Академии художеств
Слайд 24
Огромные каменные статуи Аменхотепа III входят в композицию
пилона, построенного в его правление в храме Амона-Ра в
Луксоре. Фараон восседает на троне, а его главная жена, Тия, изображенная совсем в другом масштабе, стоит рядом, ласково прикасаясь к голени своего повелителя.
Слайд 25
Статуэтки кошек
Кошка считалась священным животным богини Баст. На
шее многих кошек надета цепь, на которой свешивается вниз
украшение в виде священного глаза, на темени – изображение
скарабея.
Слайд 26
Анубис
Культовые животные были очень распространены в Древнем Египте.
В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога
бальзамирования Анубиса. Он сопровождал покойника в загробное царство, руководил обрядом мумификации.
Слайд 27
Скульптура Египта Нового Царства
Во времена Нового Царства
Египет на основе военных завоеваний втягивается в отношения с
азиатским миром. Эти отношение привели к налаживанию тесных культурных связей, которые обогащают художественные произведения. В скульптуре создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.
Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков называются «Колоссами Мемнона».
Слайд 28
Все четыре колосса, которые стоят по сторонам у
входа в склепе Рамзеса II в Абу-Симбеле (на границе
с Нубией), высечены в скалистом склоне. Они составляют гигантский фасад высотой 20 м, на котором сидящий фараон сторожит вход.
Слайд 29
Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле (Нубия) по распоряжению
Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной его супруги
в молодости, и в честь богини Хатхор.
Слайд 30
Амарнский период
Аменхотеп IV (Эхнатон) — фараон Древнего Египта (1375—1325 гг.
до н. э.), правивший приблизительно в 1351 — 1334 годах до
н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор
Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль.
Слайд 31
Бюст Нефертити. Ок. 1351-1334 гг. до н.э. Известняк.
Слайд 32
Скульптура Позднего царства
В Поздний период Египет оказывается значительно
более связанным с другими цивилизациями древнего мира.
Хотя
стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй, присущие канону скульптуры более ранних эпох.
Слайд 33
Рельефы и фрески
Рельеф (франц. relief - выпуклость) –
скульптурное изображение на плоскости.
Назначение – декор внутренних и внешних
стен храмов и обелисков
Черты: целостность композиции, взаимная уравновешенность всех элементов, возможность охватить одним взглядом (4-6 регистров)
Регистр – горизонтальный пояс в живописи
Сюжеты:
Сцены загробной жизни
Бальзамирование и оплакивание
Обряды при погребении
Стенописи царских гробниц
Сцены повседневной жизни египтян (охота, рыбалка, трапеза, работа в поле, саду)
Картины пиров, развлечений
Пейзажи с животными и растениями
Слайд 35
В древнем Египте существовало 3 типа рельефов:
1.Слегка
выпуклый.
2.Слегка углубленный.
3. Рельеф находится на
одном уровне с фоном, но контуры глубоко врезаны.