Слайд 3
«Старая пинакотека» (нем. Alte Pinakothek) — картинная галерея в Мюнхене.
Является одной из самых известных галерей мира. В ней
представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия. Напротив Старой пинакотеки находится Новая пинакотека с работами художников XIX — начала XX веков. В третьей пинакотеке Мюнхена — Пинакотеке современности — представлено искусство XX и XXI столетий.
Слайд 5
История баварской коллекции, получившей позднее греческое название «пинакотека»,
начинается с картин на исторические темы, которые Вильгельм IV
заказал у знаменитых немецких мастеров того времени: Альтдорфера, Бургкмайра, Бехама, Фезелена, Брёя и др. Выполненная Альтдорфером ещё в 1529 году «Битва Александра Македонского с царём Дарием» до сих пор считается одним из выдающихся шедевров, первым по времени попавшим в знаменитое мюнхенское собрание. У Максимилиана I Вильгельм IV приобрёл, среди прочих, работы Альбрехта Дюрера. Его внук Максимилиан II, в бытность свою штатгальтером Испанских Нидерландов, приобрёл многочисленные работы голландских и фламандских мастеров. С объединением Баварии и Пфальца в собрание «Старой пинакотеки» вошли произведения из галерей Манхайма, Дюссельдорфа и Цвайбрюкена, которые укрыли от французских войск.
Король Баварии Людвиг I также приобрёл многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в многочисленных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 году, а уже в 1836 году строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны «Старая пинакотека» сильно пострадала и была восстановлена в 1952—1957 годах.
В 1988 году многие работы Дюрера были повреждены кислотой, которую выплеснул на них душевнобольной посетитель, и их пришлось долго реставрировать
Слайд 9
Немецкая живопись XIV—XVII веков
Коллекция немецкого искусства является наиболее
многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи
с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.
«Старая пинакотека» обладает обширнейшим собранием живописи старых немецких мастеров, к числу которых относятся работы:
Стефана Лохнера «Поклонение Младенцу Христу» (нем. Anbetung des Kindes);
Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (нем. Die Vier Apostel), «Алтарь Паумгартнеров» (нем. Paumgartner Altar), «Автопортрет» (нем. Selbstbildnis im Pelzrock);
Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра» (нем. Alexanderschlacht) «Сусанна в купальне» (нем. Susanna im Bade);
Лукаса Кранаха Старшего «Распятие» (нем. Kreuzigung Christi);
Ганса Гольбейна Старшего «Алтарь св. Себастьяна» (нем. Sebastiansaltar, Martyrium des hl Sebastian);
Маттиаса Грюневальда «Встреча св. Эразма и св. Маврикия» (нем. Die hl. Erasmus und Mauritius);
Михаэля Пахера «Алтарь отцов церкви» (нем. Kirchenväteraltar);
Ханса фон Аахена (нем. Sieg der Wahrheit);
Адама Эльсхаймера «Бегство в Египет» (нем. Flucht nach Ägypten);
Иоганна Лисса «Смерть Клеопатры» (нем. Tod der Kleopatra).
Питер Пауль Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант»
Слайд 13
Альбрехт Альтдорфер «Битва Александра»
Слайд 14
Альбрехт Альтдорфера «Сусанна в купальне»
Слайд 15
Голландская живопись XIV—XVII веков
Собрание живописи голландских мастеров является
одним из самых больших и значительных в мире и
известно шедеврами:
Дирка Боутса;
Рогира ван дер Вейдена «Алтарь Колумба» (нем. Columba-Altar);
Лукаса ван Лейдена;
Рембрандта ван Рейна;
Питера Ластмана;
Франса Халса;
Герарда Терборха.
Слайд 17
Одиссей и Навсикая. 1619. Ластман, Питер
Слайд 18
Мадонна с ангелами. Ок. 1520
Лукас ван Лейден
Слайд 19
Фламандская живопись XIV—XVII веков
Собрание фламандской живописи охватывает среди
прочих работы таких мастеров, как:
Питер Брейгель Старший «Страна лентяев»
(нем. Schlaraffenland);
Ян Брейгель Старший;
Питер Пауль Рубенс «Страшный суд», «Охота на львов», «Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»;
Антонис Ван Дейк «Отдых на пути в Египет», портрет живописца Ф. Снейдерса;
Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина» (нем. Der Satyr beim Bauern)
Собрание полотен Рубенса является самым крупным в мире.
Слайд 20
Питер Пауль Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант»
Слайд 22
Питер Пауль Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа»;
Слайд 24
«Самсон и Далила», 1609
П. Рубенс
Слайд 26
Якоб Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина»
Слайд 27
Итальянская живопись XIII—XVII веков
Все школы живописи итальянского Возрождения
и барокко представлены работами:
Джотто ди Бондоне;
Фра Анжелико;
Фра Филиппо Липпи;
Сандро
Боттичелли;
Тициана;
Якопо Тинторетто;
Рафаэля;
Леонардо да Винчи;
Тьеполо;
Франческо Гварди;
Каналетто.
Слайд 28
Триптих Стефанески. ок. 1330г. Лицевая сторона. Джото ди
Бондоне.
Слайд 29
Тайная вечеря и Распятие (Старая пинакотека, Мюнхен) Джото
ди Бондоне
Слайд 32
Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой»
Слайд 33
Гала-концерт. 1782. Гварди, Франческо
Слайд 34
Французская живопись XVII—XVIII веков
Несмотря на тесную связь Виттельсбахов
с Францией, собрание французской живописи осталось в скромных размерах,
превосходя по величине только испанскую коллекцию. В нём представлены работы:
Клода Лоррена «Гавань при восходе солнца» (нем. Seehafen bei aufgehender Sonne);
Никола Пуссена «Мидас и Бахус» (нем. Midas und Bacchus);
Жана Оноре Фрагонара «Девочка с собакой» (нем. Mädchen im Bett, mit einem Hündchen spielend);
Франсуа Буше «Портрет мадам Помпадур» (нем. Porträt der Madame de Pompadour);
Жана Баптиста Сименона Шардена «Чистильщица репы» (нем. Rübenputzerin);
Мориса Кантена де Латура;
Клода Жозефа Верне.
Слайд 35
Клода Лоррена «Гавань при восходе солнца»
Слайд 36
Жан Оноре Фрагонар «Девочка с собакой»
Слайд 37
Франсуа Буше «Портрет мадам Помпадур»
Слайд 38
Жана Баптиста Сименона Шардена «Чистильщица репы»
Слайд 39
Испанская живопись XVII—XVIII веков
Хотя это и самая маленькая
часть коллекции, в ней находятся работы таких выдающихся мастеров,
как:
Мурильо «Игра в кости»;
Веласкеса «Портрет молодого испанца»;
Эль Греко «Снятие одежд с Христа»;
Хуана Пантохи де ла Круса «Инфанта Изабелла Клара Евгения»;
Хосе де Рибера «Снятие со Креста»;
Франсиско Сурбарана «Положение во гроб св. Екатерины Александрийской на горе Синай».
Работы Франциско Гойя выставлены в Новой пинакотеке.