Слайд 2
Продолжительность:
краткосрочный
Представляет
Пистоль Людмила Александровна
МБДОУ №6 «Василёк»
г. Сургут
Слайд 3
Актуальность
Колыбельная песня – это особенный разговор между матерью
и ребёнком,
слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня
материнской души,
любви и неповторимой нежности. Из колыбельной родились все остальные песни.
И только тот, кто вырастал под мамину песню, способен приумножать наследие
песенного творчества. Доказано, что дети которые воспитываются под мамину
колыбельную, имеют добрый нрав, быстрый ум и развитый слух.
Колыбельная песня дарит ребёнку покой, счастье и умиротворение.
Слайд 4
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Расширить и систематизировать
представления о русских народных колыбельных
песнях
Слайд 5
Проблема:
Дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны
в
жизни. От того, какие песни пела ребёнку мать, и
пела ли она
их вообще, зависит характер маленького человека, его
физическое здоровье.
В колыбельной зашифрованы знания о мире, которые
пробуждаются в генетической памяти.
Детям, у которых генетическая память не “разбужена”, гораздо
труднее адаптироваться в жизни и обществе.
Слайд 6
НАЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНи -
УСЫПИТЬ РЕБЁНКА
Слайд 7
Значение колыбельных песен не только в том,
чтобы успокоить
ребёнка.
Колыбельная – это школа жизни, где ребёнку
преподносятся первые понятия
о добре и зле.
К тому же колыбельные песни – это и сокровищница
народного русского языка.
Колыбельные песни являются универсальным
терапевтическим средством, определяющим здоровье
ребёнка на всю оставшуюся жизнь.
Слайд 8
слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать»
Покачивая
колыбельки, матери напевали
разные припевы. Они понимали, что нужны
светлые, монотонные,
умиротворяющие
песни. Так создалась форма колыбельной песни. Дети легче понимали не просто речь,
а именно песню. Мамин голос помогал им
успокоиться. Эти плавные напевы стали
называться колыбельными.
Как родилась колыбельная песня
Слайд 9
Старинные колыбельные песни
Приобщение к родным мелодиям
Описание богатой счастливой
жизни
Прогнозы на будущее
Призыв небесных покровителей
Описание опасностей
Выражение чувств и переживаний
Слайд 10
Тексты колыбельных песен являются прекрасными
образцами народной поэзии. Они
охватывают
разнообразный круг образов, персонажей, явлений.
Колыбельные песни – это то
лучше, что создала и
сохранили до настоящего времени традиционная
педагогика за свою многовековую историю.
Слайд 11
Уж ты, котенька-коток…
Этот персонаж был весьма популярен в
русских народных колыбельных.
А как же: ведь во всяком
дому, почитай, водились кошки, и по-свойски им давали поручения и даже сулили плату за их выполнение.
…Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси
Слайд 12
Другой вариант окончания еще интереснее:
Дам кувшинчик молока
Да кусочек
пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.
Котику могли пообещать и другие вещи:
шубку, сапожки, – то есть то, что в повседневности нужно ребенку и представляет для него материальную ценность. В детском восприятии это означало, что ради его благополучия старшие готовы заплатить, значит, он им дорог.
Слайд 13
Где б найти соломки для Ванюши?
Слайд 14
Некоторые сознательные мурлыки действовали, не дожидаясь, когда их
попросят:
Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.
***
А котики
серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали.
Слайд 15
Часто сравнивались постельки детские с теми, что якобы
имелись у котика
При этом оказывалось, что и колыбелька, и
перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например:
У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
Это сравнение вовсе не случайно. В возрастном развитии имеется период, когда ребенку совершенно необходимо «иметь все самое лучшее», быть в выигрышном положении по сравнению с другими. Это связано с началом процесса социализации и осознанием собственной роли в семье как маленького, зависимого человека.
Слайд 17
Гуленьки, то есть голуби, в колыбельных песенках обычно
прилетают сами, чтобы детке ворковать, его качать да величать.
Они устраиваются непосредственно рядом с ребенком («Сели к Ване в люленьку», «Сели в изголовьце», «Сели гули на кровать»). Если же самостоятельно птички не додумались, что надо явиться, то их призывают словами:
Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
В колыбельных с подобным сюжетом расслабляюще действует обилие мягких звуков, вместе с многократными рефренами-повторами они успокаивают и умиротворяют малыша
Слайд 18
…Стали думать да гадать,
Чем Ванюшеньку питать.
Один гуля говорит:
–
Надо кашки сварить.
Другой гуля говорит:
– Надо Ванюшу покормить.
Третий гуля
говорит:
– Надо байки уложить,
Побаюкать, покачать,
Будет Ваня крепко спать.
Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего – на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, а уж потом – для воркования – перебирались поближе:
Слайд 19
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели на воротцах
В красных чеботцах.
Стали гули говорить,
Чем
бы Машу накормить.
Сахарком да медком,
Сладким пряничком.
Сладким пряником,
Конопляником.
Коровку подоим,
Молочком напоим.
Сели
наши гули
К Машиной люли.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Слайд 20
Заюшки и горностаюшки…
Зайки тоже, как считалось, могли наведаться
перед сном к ребенку, чтобы порадовать. Вот, например:
Ой, баюшки,
баюшки,
В огороде заюшки
Травочку щипают,
Марину забавляют.
Заметьте, в этом сюжете длинноухие гости равнодушны к капусте либо морковке и довольствуются травочкой, а значит, никакого урона хозяйству не наносят. Правда, в другом варианте этого же сюжета у них роль иная:
Слайд 21
Лю-лю, лю-лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Детям
спать велят.
Любопытно, как в баюкающих напевах удавалось создавать красочные
картинки, почти не используя прилагательных. Сюжеты с заюшками – горностаюшками весьма наглядно это демонстрируют. И в этом тоже был заложен смысл: маленький ребенок гораздо восприимчивее к существительным и глаголам, поскольку они отражают предмет и действие. Вот насколько непросты незатейливые песенки.
Слайд 23
Серенький в раздумье
Пожалуй, при всей своей непритязательности это
самый сложный сюжет. На первый взгляд, речь идет о
том, чтобы застращать деточку. Мало того, что схватит, так еще и утащит во лесок, под ракитовый (за малиновый) кусток. Но когда это напевают младенцу, то он слов не разбирает, а улавливает лишь мелодию. Если же укладывают ребенка чуть постарше, то образ волчка серенького призван для того, чтобы он замер, не ворочался и не крутился (при этом, заметьте, не говорится о волчище зубастом, персонаж упоминается в уменьшительно-ласкательной форме), а вслед за этим напряжение снимается завершающими словами:
Слайд 24
1. К нам волчок не ходи, нашу Машу
не буди (идея защиты).
2. Кустик затрясется, детка засмеется (то
есть ничего страшного не произойдет).
3. Там птички поют, тебе спать не дадут (тоже разрядка, ведь даже не птицы, а птички поют, что бывает только в светлый ясный день).
4. А малинка упадет, прямо Катеньке в рот (вкусная ягодка легко развеивает страхи).
5. А там бабушка живет и калачики печет, и детишкам продает, а Ванюше так дает (выигрышное положение ребенка по сравнению с другими).
Слайд 25
Да, много разных гостей могло наведаться к засыпающему
ребенку. А почему столько персонажей-животных? Во-первых, они должны были
уберечь его от темных сил, призвать здоровье и удачу. Считалось особенно важным передать малышу символическую защиту при укладывании, поскольку, по традиционным верованиям, душа его во сне могла общаться с зооморфными духами.
Кроме того, по славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии – райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне) и донести привет от предков до дома, ему нужны были проводники.
Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для колыбельных, – именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность.
Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении детей – и подавно.
Слайд 26
Обещание полного счастья звучит и в песнях, которые
пели в простых
бедных семьях. Поистине изумительна эта уверенность в
ожидающем
ребёнка благополучии.
У сибирских народов именно через колыбельные идёт передача
нравственных идеалов от одного поколения к другому. Исполняя
колыбельную песню мать кодирует сына или дочь на определённый
поведенческий стереотип, принятый в обществе.
Слайд 27
Баиньки, баиньки,
Спи покуда маленький.
Будет время – подрастёшь,
На работу
пойдёшь.
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить
батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать.
Слайд 28
Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен
маленький
человечек начинает познавать окружающий мир.
“Баю – баюшки – баю…”
строчки часто повторяющиеся в
колыбельных песнях возникли от устаревшего слова “баять”, т.е. говорить, рассказывать.
Слайд 29
Колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание
с
целью дать ребёнку сон и рост в настоящий момент,
богатство и здоровье
в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье
ребёнка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного
воздействия.
Творите своего ребёнка, как творят искусники, волшебники и маги.
Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать
сильным, умным, красивым, удачливым.