Слайд 2
История
Эта система обучения была разработана французскими педагогами и
психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового
образования» - ЖФЭН. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, целям. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге. «Первопроходцами» в технологии педагогических мастерских стали И. А. Мухина, Л. Д. Фураева, Н. И. Хлебович, Ж. О. Андреева и др.
Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Слайд 3
Типы мастерских
Мастерская построения знаний;
Мастерская творческого письма (или просто
– письма);
Мастерская построения отношений;
Мастерская самопознания;
Проектная мастерская и др.
На уроках
русского языка и литературы чаще всего используются мастерские построения новых знаний и мастерские творческого письма.
Слайд 5
Ведущие идеи:
1. «Вызов современной педагогике».
2. Воспитание гражданина, личности
с новым менталитетом.
3. «Все способны».
4. Интенсивные методы обучения и
развития
5. Новый тип педагога.
Слайд 6
Цели
Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им
личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в
мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
Научить детей мыслить раскованно, творчески.
Слайд 7
Ожидаемые результаты
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка,
способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению
и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
Слайд 8
Содержание
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель –
мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание
эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».
Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими.
В данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Слайд 9
Этапы мастерской
Индукция – это этап, который направлен на
создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности.
На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Слайд 10
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности
с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем
промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Слайд 12
Принципы и правила
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
Право
каждого участника на ошибку.
Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес
любого участника мастерской.
Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на этапе предъявления результата.
Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
Слайд 13
Способы
Работа ведется в малых группах
Детям предлагается исходная
ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения
заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Слайд 14
Приемы
Учитель четко формулирует для себя цель (конечный
результат) урока.
Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
На
уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.
Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Слайд 15
Область применения технологии
в филологическом образовании
Слайд 16
Цели (по ФГОС)
не формировать гармоническую личность, а создавать
условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
не дать знания по
конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.
Слайд 17
Ожидаемые результаты (по ФГОС)
Результаты мастерской не программируются мастером
детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему
познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.