Слайд 2
Декабристы
Декабристы — участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ, второй
половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие восстание 14 (26) декабря 1825 и получившие название по
месяцу восстания.
Слайд 3
Люди, входящие в когорту декабристов, привычно определяются, как
носители таких нравственно-психологических и историко-культурных признаков, как «совесть», «честь»,
«долг», «жертва во имя России».
Слайд 4
поведение декабриста, его поступки, а не внутренний мир
эмоций.
декабристы были дворянскими революционерами, поведение их было поведением русских
дворян и соответствовало в существенных своих сторонах нормам
Слайд 5
Декабристы были - людьми действия.
Слайд 6
От момента зарождения движения, которое Пушкин метко определил
как "дружеские споры" "между Лафитом и Клико", до трагических выступлений перед
Следственным комитетом декабристы поражают своей "разговорчивостью", стремлением к словесному закреплению своих чувств и мыслей. Пушкин имел основание так охарактеризовать собрание Союза Благоденствия
Слайд 7
….увижу кабинет, Где ты всегда мудрец, а иногда
мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.(Пушкин)
Слайд 8
Декабристы строили из бессознательной стихии бытового поведения русского
дворянина рубежа XVIII и XIX вв. сознательную систему идеологически значимого
бытового поведения, законченного как текст и проникнутого высшим смыслом.
Слайд 9
вопрос о декабристской традиции в русской культуре чаще
всего рассматривается в чисто идеологическом плане. Однако у этого
вопроса есть и "человеческий" аспект - традиция определенного типа поведения, типа социальной психологии. Так, например, если вопрос о роли декабристской идеологической традиции применительно к Л. Н. Толстому представляется сложным и нуждающимся в ряде корректив, то непосредственно человеческая преемственность, традиция историко-психологического типа всего комплекса культурного поведения здесь очевидна.
Слайд 10
Человек эпохи Пушкина и Вяземского в своем бытовом
поведении свободно перемещался из области прозы в сферу поэзии
и обратно. При этом, подобно тому, как в литературе "считалась" только поэзия, прозаическая сфера поведения как бы вычиталась при оценке человека, ее как бы не существовало.
Слайд 11
Декабристы внесли в поведение человека единство, но не
путем реабилитации жизненной прозы, а тем, что, пропуская жизнь
через фильтры героических текстов, просто отменили то, что не подлежало занесению на скрижали истории. Прозаическая ответственность перед начальниками заменялась ответственностью перед историей, а страх смерти - поэзией чести и свободы. "Мы дышим свободою", - произнес Рылеев 14 декабря на площади. Перенесение свободы из области идей и теорий в "дыхание" - в жизнь. В этом суть и значение бытового поведения декабриста.
Слайд 12
ВЫВОД:
Война с Наполеоном пробудила в русском народе и
в часности в дворянском сословии, чувство национального самосознания .Во
время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве : патриотов, защитников Отечества
Декабристы старались скрасить тяжкую жизнь всем обитателям того времени, и были им утешением ;
Движение декабристов тесно переплетается со многим важными вопросами с развитием русской культуры .