Слайд 2
Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства
и права является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками
являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1821), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), известный "ревизионист марксизма" К. Каутский (1854-1939) и др.
Слайд 3
Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том,
что главная причина возникновения государства и права лежит не
в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.
Слайд 4
Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной
политической силе. Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит по меньшей
мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны.
Слайд 5
Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего
человека, так как без него нельзя принимать решение большинством
голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
Слайд 6
Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем
теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие
завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов.
Слайд 7
Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной
собственности и классов. С частной же собственностью связан и
ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
Слайд 8
К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии,
в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое
племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже становится в государство.
Слайд 9
Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее
насилие, " возникает деление на классы, но не вследствие
деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетённым и эксплуатируемым классом".
Слайд 11
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии
общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган
защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.