Слайд 2
Восток - Запад: исторические типы культуры и развития
человека
Общераспространённым считается мнение, что до наступления эпохи
бурного развития капитализма в Западной Европе ритмы Востока и Запада были сходными. Затем появились различия. С позиций европоцентризма основным критерием прогресса является уровень технических достижений. Западная цивилизация располагала очевидными преимуществами в техническом, военном и политическом отношениях, однако Европа выглядела отсталой с точки зрения высоких моральных и этических стандартов, сформированных духом Востока.
Слайд 3
Черты западной цивилизаций (К.
Ясперс)
1) Запад обладает уникальным географическим положением. От замкнутых континентов
Китая и Индии Запад отличается большим разнообразием и включает в себя острова, полуострова, пустыни, оазисы, различные типы климата, множество языков и народов, внесших свой вклад в историю.
Слайд 4
2)Западным народам известна идея политической свободы.
3)Западная цивилизация
проникнута рациональностью.
4)Западная наука направлена на анализ свойств объекта.
5)Западный
человек ориентирован на будущее.
Слайд 5
Черты восточной цивилизаций (К.
Ясперс)
1) Восточный человек направлен на вечность.
2)Восточная наука стремится к
духовному постижению объекта изучения.
3) Отсутствие понятия свободы.
4)На Востоке существовала своя система норм и правил поведения человека. Они сдерживали стремление человека к богатству, поддерживали уклад жизни.
5) Важнейшей чертой общественного сознания на Востоке, сознания архаического аграрного общества было представление о неизменности человеческого бытия, цикличности жизни.
Слайд 6
Культура
На Западе под культурой понимается совокупность
и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на
Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.
Слайд 7
Восточные цивилизации
китайская;
индо-
буддийская;
арабо-исламская;
Слайд 8
Индо-буддийский тип культуры
Особенности культуры:
обращенность как к
Вселенной (в тайны мироздания), так и внутрь человеческого мира
(в глубины человеческой души) — примером тому служит философия и практика йоги;
музыкальность и танцевальность;
особое почитание любви — чувственной и физической;
чрезвычайный консерватизм;
поклонение многом животным свидетельствует о сохранении самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма;
сословно-кастовая система;
множеством взаимодействующих между собой религий: брахманизм с его позднейшими формами — индуизм и джайнизм, буддизм и ислам.
Слайд 9
О религиозных верованиях Древней Индии свидетельствуют Веды -
это памятники древнеиндийской литературы конца II -начала I тысячелетия
до н.э. Основу веддической культуры составляло 4 сборника:
Риг-веда - книга о гимнах;
Сама-веда - сборник ритуалов и песнопений;
Яджур-веда - молитвенные формулы для жертвоприношений;
Атхарва-веда - сборник песнопений и заклинаний.
Наряду с религиозными аспектами, Веды включали в себя басни, сказки с элементами сатиры.
Ведическая литература содержит сведения из различных областей знания: земледелия (удобрение, шелководство), медицины (перечень болезней, 760 лечебных снадобий), а также сведения об анатомии, геометрии, астрономии, о военном деле.
Слайд 10
Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные
философским содержанием, представлены двумя массовыми поэмами, которые назывались «Махабхарата»
и «Рамаяна».
«» Махабхарата» содержала 107 000 двустиший, «Рамаяна -24000. Герои этих поэм, Кришна и Рама включены в индусский религиозный пантеон.
Интересно, что заповедь «Не делай другому того, чего не желаешь себе», встречающаяся в трудах античных философов -Конфуция и Аристотеля - впервые прозвучала в стихах «Махабхараты».
Слайд 11
Ведизм
религия Ведов
многобожие
антропоморфность
33 земных и небесных высших бога. Самые
главные: Бог Индра - творец солнца, неба и зари; Бог Воруна - судья и хранитель закона; Бог Агни - бог огня; Бог Сома - бог дождя и божественного напитка, Бог Сурья – бог Солнца.
Слайд 12
Брахманизм
Брахма
(рождается из золотого яйца, плавающего в огромном
океане)
небо и земля
стихии (вода, земля, воздух, огонь)
люди
Слайд 13
Индуизм
нет единой ортодоксальной религиозной доктрины;
не существовало единой централизованной
организации;
сильно развит культ духовного наставничества;
слияние религии и мирской жизни.
Религия определяет все: не только мировоззрение, этические принципы, поведение, но и выбор профессии, все самые интимные стороны жизни человека;
Слайд 14
в индуизме множество богов, но ни
один из них не является общим для всех (у
каждого отдельного направления или учения — свой основоположник; каждое из них признает и высоко чтит определенный набор основных священных текстов и преданий);
нет единого Священного Предания (как Библия у христиан, Коран у мусульман и Тора у иудеев);
Нет единого для всех символа веры, зато есть комплекс важнейших понятий: дхарма, карма, сансара, мокша, каста, атман, брахман и другие, которые понимаются по-разному.
Слайд 15
Индо-буддийский тип культуры
Основные понятия
Сансара — теория
перерождения. (санскр., прохождение через что-либо, перерождение) - одна из
основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, брахманизма, джайнизма).
Определяющей становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению).
Слайд 16
Мокша - освобождение души от страданий, связанных
с пребыванием в телах.
Карма. В философском отношении
под ней иногда понимаются следствия, которые были вызваны нашими действиями в прошлом. Карма выравнивает этот баланс в сторону позитива, но всегда идет расплата за все плохое, когда-либо совершенное
Нирвана (пали , санскр. — "затухание", "угасание", "иссякание", "успокоение"), согласно всем школам буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха), исчерпанности притоков аффектированного сознания (доши), прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов "закона кармы.
Слайд 17
Буддизм
Основатель его — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда
Центральным в
учении Будды считают 4 основные истины:
Жизнь есть страдание.
Причина страдания
- стремление к наслаждению.
Прекращение страданий через уничтожение желаний.
Путь к уничтожению желаний через реализацию ряда условий и норм поведения.
В конце этого пути наступает полное свобода и озарение -Нирвана.
Слайд 18
Буддизм утверждает, что существует путь, ведущий
к прекращению страданий. Это Благородный Восьмеричный путь, состоящий из
восьми ступеней, или шагов:
правильное понимание;
правильное стремление;
правильная речь;
правильное действие;
правильный образ жизни;
правильное усилие;
правильная мысль;
правильное сосредоточение.
Слайд 19
Особенности буддизма
Буддизм отрицает потусторонность освобождения. Только человек может
достичь нирваны и стать Буддой.
Функция буддизма как религии заключается
в проповеди дхармы — учения (морального закона), при помощи которого можно достичь нирваны.
Проблемы мироздания не стоят в центре буддизма. Он констатирует, что количество миров бесконечно. В буддизме нет бога как творца и соответственно как высшего существа. Эта религия потому смогла стать мировой, что открывала теоретический доступ каждому человеку, независимо от его социальной или этнической принадлежности, к высшему состоянию — нирване.
Буддизм при всей «общедоступности» представляет собой самую пессимистичную религию в мире, определяя саму жизнь как страдание.
Слайд 20
Особенности китайской культуры
конфуцианство даосизм
буддизм
Культура Китая
Слайд 21
Концепция счастья по данным философско-религиозных направлениям: реальная жизнь
человека - это есть основная и, по сути, единственная
жизнь, которую нужно ценить, её надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности. Теоретически, счастье доступно каждому, а практически - очень немногим. Оно является наградой за терпение, труд, способности, важнейшей из которых является способность соответствовать своей социальной роли. Если же судьба не была благосклонная к человеку, то его учили довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть. Так сформировалась ориентация на спокойную жизнь. Результатом этого мировоззрения стало замедление темпов развития Великой Китайской цивилизации.
Слайд 22
Характерные черты китайской культуры:
обращение к ценностям реальной земной
жизни;
обожествление силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо,
а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням;
эстетизация и поэтизация природы;
исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний.
Слайд 23
Конфуцианско-даосистский тип культуры
Древнекитайские философы пытались ответить на вопрос
о первопричине возникновения всего сущего. При этом большое внимание
они уделяли Небу, понятие которого включало в себя и верховного владыку (Шанди), и судьбу, и первооснову, и первопричину всего сущего. Одновременно оно было как бы синонимом "природы", мира в целом. Отсюда возник термин Тянься — "Поднебесная", ставший символом страны, государства, Китая.
Слайд 24
Небо играло важнейшую роль в жизни
древних китайцев. Оно несло в себе добро и зло,
определяло судьбу и отдельного человека, и целого народа.
В VIII — VI вв. до н.э. высказываются мысли, что счастье и несчастье человека происходят от самого человека, а не от Неба.
Слайд 25
Даосизм
Основатель - Лао-Цзы ("Старый Учитель»)
Дао
- единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Исконная
естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Изменения в мире происходят естественно. Они зависят от дао и материализуются в дэ. Подчинен им и человек. Дао — это праотец всех вещей, хотя оно и пусто, но в применении неисчерпаемо. Дао бестелесно, туманно, неопределенно. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы, которые обладают высшей действительностью и достоверностью.
Слайд 26
Дао умозрительно, ибо о нем можно рассуждать, но
его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя
видеть. Дао — корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно. Оно порождает небо и землю. Дао находится везде, в том числе в телах червя и муравья, в маленьком зародыше. Без дао тела не рождаются, а без дэ не проявляется их жизнь. Дэ — это та частица, благодаря которой материализуется дао. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их. Среди сущего нет ничего, что бы не почитало дао и не ценило дэ. Дэ — это опредмечивание, конкретное проявление дао в вещах и в поведении человека.
Слайд 27
Особенности даосизма
В основе даосизма лежит идея о дао-пути,
или учение о "пути природы", о вечной изменчивости мира.
Свое кредо Лао-Цзы формулирует так: "Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".
Слайд 28
2) Даосизм составляет особый образ жизни. Он многое
позаимствовал у буддизма и йоги, в частности, систему физических
и дыхательных упражнений. В этом плане конечной целью для его приверженцев является достижение бессмертия.
3) Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Теория недеяния - основной принцип Дао.
Слайд 29
Лао Цзы
Если кто-то тебя оскорбил, не
стремись к отмщению. Сядь на берегу реки, и воды
через некоторое время пронесут мимо тебя труп твоего врага.
Слайд 30
Смысл жизни состоит в том, чтобы
следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать.
Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек — истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность — поступает вопреки закону дао. Такие люди наделены низшим дэ. Это — мудрецы мнимые. Нарушая законы "естественного дао", они принуждают людей к почтению и с этой целью придумывают различные нравственные категории вроде "добродетели", "гуманности", "почтительности" и т.д. Все это ложные знания и "начало невежества". Когда устранили великое дао, появились "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие.
Слайд 31
Мудрствование, по мнению Лао-цзы, — это
источник зла. Когда будут устранены мудрствование и ученость, тогда
народ будет счастливее во сто крат. Ибо народу нужно не "мудрствование", являющееся источником зла, а свобода, дающая ему возможность жить, как он сам желает. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Для счастья человеку нужно только одно: соблюдать естественные законы дао, следовать течению жизни, не создавать "красивых вещей", то есть предметов роскоши. Только таким образом можно избавить народ от несчастий и бедствий.
Слайд 32
Вопрос о природе человека первым
поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и
обучения. «По своей природе, — говорил он, — люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга».
Благородные благоговеют перед тремя вещами — велениями Неба, указаниями великих людей и словами мудрецов, а низкие не почитают всего этого; среди благородных встречаются негуманные, но не бывает гуманных среди низких людей; неизменным является то, что вышестоящие мудры, а нижестоящие глупы.
Конфуцианство
Моральное
имен
самосовершенст-
вование
восстановление "совершенных" отношений "золотого века"
Слайд 34
1)"Исправление имен" означает приведение существующих реалий общества в
соответствие с традиционными нормами жизни.
2) В основе самосовершенствования
личности лежит понятие жэнь — "человеколюбие", "гуманность", совокупный принцип идеального человеческого поведения, высшая добродетель. Содержание его выражается в формуле "не делай другим того, чего себе не желаешь". В состав жэнь входят такие этические категории, как чжун (верность), и (долг), сяо (сыновняя почтительность), ли (уважение к старшим братьям), куань (великодушие) и др
Слайд 35
В конфуцианстве понятие “ли” (“этика-ритуал”), охватывающее родственные понятия
(“правила поведения”, “обряд”, “обычай”, “благопристойность” и др.) стало высшим
символом ритуализованной этики, превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного, социального устройства и поведения человека: “Правитель руководит подданными посредством ли”, “Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности”.
Слайд 36
Социальная этика и административная практика здесь
всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические
поиски спасения. Если в Индии индивид стремился раствориться в духовном Абсолюте и этим спасти свою бессмертную душу от оков материи, то истинный китаец выше всего ценил именно материальное тело, т. е. свою жизнь. Этически детерминированный рационализм определял и нормы социально-семейной жизни китайца.
Слайд 37
Чань-буддизм (японский дзэн)
Традиция прямой передачи просветления от ума
к уму
Откровение без посредства священных текстов; независимость от
словесно-буквенных описаний.
Непосредственное восприятие реальности.
В дзен-буддизме считается, что совершенный человек обладает умом, подобным зеркалу: ум ничего не фиксирует, ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит.
Природа, ум и Будда - это различные отправные пункты. По мере изменения своего месторасположения нужно пользоваться то одним, то другим.
Идеал дзэна состоит в том, чтобы постичь реальность, не испытывая затруднений интеллектуального, морального, ритуального и какого бы ни было другого плана.
Слайд 38
Арабо-мусульманская культура
Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который
представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру
— право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.
иудаизм
ислам (VII в)
«предание себя Богу и покорность»
Основоположник ислама – пророк Мухаммед, главная цель которого – возвестить людям о едином Боге.
Слайд 40
Особенности ислама
Ислам
(ортопраксическим системам (ортос — «правый», «правильный»;
праксис - «практика»)
правильность религиозных проявлений — ритуалы, обряды, видимые
и необходимые атрибуты
Шариат (Божественный закон)
Слайд 41
Аркан аль-Иман (столпы веры)
вера в единого Бога —
Аллаха;
вера в ангелов;
вера во все книги Божьи;
вера во всех
посланников Бога;
вера в конец света и Страшный суд;
вера в предопределение (кадр).
Иногда к этим шести принципам добавляют седьмой — веру в воскрешение мертвых в Судный день и воздаяние каждому в вечной жизни.
Слайд 42
Постулаты
Шахада — соблюдение строжайшего Единобожия (Таухид).
Намаз —
совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят).
Закят — материальное пожертвование.
Саум
— соблюдение поста в месяц Рамадан.
Хадж — совершение паломничества в Мекку.
Слайд 43
Коран
Слово «Коран» происходит от арабского кыраа
(«чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав)
и около 6600 аятов (стихов).
Коран — это речь Аллаха, а не сочинение какого-либо человека или ангела, запись Божественного сообщения. Он ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джибраила для того, чтобы передать людям.
Коран уникален как единственный священный текст, который был ниспослан полностью одному человеку и который представляет собой прямую речь Бога.
Слайд 44
Суфизм
Суфизм – это мистико-философское течение
VIII в. в исламе как суннитского, так и шиитского
толка, основанное на использовании аскетических духовных практик в целях постепенного приближения через мистическую любовь к познанию бога и конечного слияния с ним.
Жизнь суфиев была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение — они не молились пять раз в день, а исполняли обряд падения (зикр) в различных вариациях — от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации.
Слайд 45
Особенности суфизма
Суфии нацелены на интуитивное познание, использующее особые
танцы или бесконечные повторения молитвенных формул и умерщвление плоти
для достижения «озарения» и экстаза.
Суфии — исламские мистики не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам.
Суфизм имеет институт наставников-мудрецов, ведущих ученика по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.
Слайд 46
Сунниты
Сунниты - в буквальном смысле этого
слова - мусульмане, которые руководствуются "сунной" - сводом правил
и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка.
Суннизм - доминирующая ветвь ислама. "Сунна" объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.
Слайд 47
Шииты
Шииты представляют собой вторую по значению
и численности сторонников ветвь ислама. Шииты, в отличие от
суннитов, позволяют своим священнослужителям толковать слова и поступки пророка. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.