Слайд 2
К вопросу о развитии у учащихся творческого подхода
в обучении
Школа — это то место,
где нам дают
ответы на вопросы,
которые мы не задавали.
Из сочинения
десятиклассника
Слайд 3
Актуальность
До каких пор школа будет выполнять эту
ненужную детям функцию? Может пора поговорить о другом!
Творчество
- это двигатель человеческого развития. Не будь творчества, мы остались бы первобытными людьми, возможно даже не появились.
Слайд 4
Понятие «творчество»
Говоря о творчестве, мы будем понимать его
как созидание нового.
объективно нового (того, чего не было
раньше), и
субъективно нового (того, что ребенок впервые открыл для себя)
Слайд 5
К. Роджерс
«Творческий характер имеют... действия ребенка, изобретающего со
своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки,
изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман»
Слайд 6
Проблема
Творчество — это удел дополнительного образования, специальных
психологических занятий, это «подарок» учащимся в последний день четверти,
когда все равно бессмысленно начинать новую тему, а урок проводить надо... Этакое баловство, лакомство. Приятное, но необязательное!
Слайд 7
Рождение нового
Созидание нового — неотъемлемая часть человеческой
жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально
учить, как специально учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами.
Слайд 8
Ценность творческого опыта человека
Проживание ситуации «здесь и сейчас»,
погруженность в настоящее.
Наивность, естественность, открытость.
Отказ от всего, что мешает
творить: сильного «эго» и давящего «альтер-эго».
Отказ от страха.
Сила и мужество.
Творческое постижение мира вместо абстрактного познания.
Обретение внутренней целостности и гармонии с собой.
Переживание своей уникальности и понимание другого в момент творчества.
Слайд 9
Творчество – не просто дополнение к основному содержанию
предмета
Творческий опыт должен быть (и, к счастью, все чаще
действительно становится) нормальной составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе.
А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — делаются обязательной частью этого процесса.
Слайд 10
Точка отсчета
Один и тот же материал, в одном
и том же объеме может быть подан в разной
форме: репродуктивной, творческой, исследовательской, ценностно-смысловой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный.
Слайд 11
Черты творчества
Видение новой проблемы в знакомой ситуации.
Видение целостной
структуры объекта и его новой функции.
Самостоятельное комбинирование известных способов
действия, превращение их в новый способ действия.
Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств.
Самостоятельный перенос (ближний и дальний) знаний и умений в принципиально новую ситуацию.
Построение принципиально нового способа решения проблемы.
Слайд 12
Широкую популярность приобретают:
интегративные уроки,
межпредметные конференции,
межпредметные и надпредметные
учебные проекты и игры — все это один из
способов развития творческих способностей
Слайд 13
Принципы формирования творческости по Э. Де Боно
Развитие способности
видеть многофункциональность вещи.
Развитие способности к соединению противоположных идей из
разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.
Развитие способности к осознанию стереотипной идеи и освобождения от ее влияния.
Содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени).
Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
Обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.
Обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.
Слайд 14
Творчество на основе системы творческих заданий
1) моделирование;
2)
установление причин;
3) определение последствий;
4) определение новых функций;
5) решение противоречий;
6) поиск проблем;
7) анализ научных закономерностей и теорий.
Слайд 15
Творчество на основе системы исследовательских заданий
Виды исследовательских
заданий:
Теоретический анализ нерешенной проблемы.
Создание новых методов исследования.
Анализ научных теорий
и определение «белых пятен» — фактов, которые теория не может объяснить.
Описания открытий и изобретений.
Описание новых нерешенных проблем.
Творческие биографии ученых.
Слайд 16
Методы научных исследований на уроках
реферирование научно-популярной литературы,
анализ решенных научных проблем,
поиск подходов к решению нерешенных
научных проблем.
Слайд 17
Д.Г. Левитес пишет:
«Если учитель сам активно и широко
применяет в своей работе метод проблемного обучения, его ученики
раньше или позже начинают нащупывать проблемы, актуализировать противоречия в самых, казалось бы, стандартных ситуациях.
Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабого владения материалом или из-за боязни класса учитель интуитивно или сознательно старается избежать неожиданных детских вопросов».
Слайд 18
АЛГОРИТМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
(по В.А. Бухвалову)
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
СИНЕКТИКА - метод творческих задач путем поиска аналогий
МЕТОД
ТВОРЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Преобразующие
вопросы:
1. Альтернативное применение
2. Изменения
3. Уменьшение или увеличение
4. Замещение
5. Перемещение
Слайд 19
Вывод
творчество не просто необходимо для развития общества,
но и одновременно выполняет функцию фиксации определенного этапа развития.
Без него человек перестал бы просто существовать.
"Жизнь закончится тогда, когда перестанет жить в ней творчество!"