Слайд 2
Валентин Серов
- прославленный русский портретист и один из
крупнейших мастеров европейской живописи 19 века.
свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов
оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи.
Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
Слайд 4
Биография
Детство Серова прошло в
артистической среде. Отец - Александр Николаевич Серов - был
знаменитый в то время композитор и музыкальный критик, страстный почитатель и пропагандист Вагнера. Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман, и будущий художник был их единственным сыном. Серовы жили открыто, их дом всегда был полон гостей. Словом, у Серовых было суетно и шумно, и маленький Валентин с раннего детства оказался не то чтобы заброшенным, но отнюдь не избалованным родительским вниманием ребенком.
Слайд 5
Мать художника - В.С.Серова
Валентин Серов. Отец художника -
композитор Н.А.Серов
Слайд 6
Валентин Серов в восьмилетнем возрасте
Слайд 7
Обнаружив серьезное пристрастие
маленького сына к рисованию, Валентина Семеновна направилась в Париж,
где тогда жил Репин - художник, которого она близко знала уже прославившийся к тому времени картиной «Бурлаки на Волге». Серова решено было отдать в обучение к Репину. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым - черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь.
году Серовы вернулись в Москву. Академию художеств, куда Серов
поступил в 1880 году, он без сожаления покинул в 1885. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту "надоело. - Что надоело? - Стены вот, коридоры..." Целью Серова при поступлении в Академию было попасть в класс профессора Павла Чистякова, через руки которого прошли Суриков, Поленов, Репин, Врубель.
Слайд 10
Чистяковская педагогическая манера была
весьма жестокой: он воочию умудрялся доказать ученикам их бессилие
перед натурой, заставлял рисовать детские кубики, подвергая насмешливой беспощадной критике каждый неточный штрих. Серов беспрекословно подчинялся Чистякову - его мнение было для него даже дороже репинского. Но и Чистяков любил Серова и гордился им.
Слайд 11
Влиянию Чистякова Серов
обязан и своей "вдумчивой" манере письма: Чистяков не терпел
легкости и приблизительности в запечатлении натуры. В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. "Иначе писать не умею, - говорил он на это, - виноват, не столько не умею, сколько не люблю".
Слайд 12
Работы Серова высоко ценились
не только художниками, но и коллекционерами. Однако часто, уже
сочинив композицию и даже почти закончив портрет, на взгляд заказчика удачный, Серов мог вдруг, что называется, ни с того ни с сего стереть живопись или порвать рисунок и начать все сначала.
Слайд 13
Картины, которые принесли известность Валентину Серову:
Слайд 14
Девочка с персиками
Холст, масло. 91×85 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
1887
Слайд 16
Портрет художника Исаака Левитана
Слайд 28
Похищение Европы
1910
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 30
«Похищение Европы» — картина Валентина Серова, написанная в 1910
году и известная в нескольких авторских вариантах.
Сюжет картины, взятый
Серовым из древнегреческой мифологии.
Идея написать «Похищение Европы» приходит Серову во время его поездки в 1907 в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры.
По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины.
Слайд 31
«
…
«Все, чего я добивался,— это свежести,— говорил впоследствии
художник,— той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре
и не видишь в картинах, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности,— вот как у старых мастеров. Думал о Репине, о Чистякове, о стариках — поездка в Италию очень тогда сказалась, — но больше всего думал об этой свежести»
Слайд 33
Вопросы
Кто был первым учителем Серова?
Репин
Слайд 34
Назовите данную картину
Девочка с персиками
Слайд 35
Назовите данную картину
Купание лошади