Слайд 2
французский живописец эпохи романтизма.
Жан Луи́ Андре́ Теодо́р Жерико́
(26 сентября 1791, Руан — 26 января 1824, Париж)
Слайд 3
«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»,
1812 г.
Слайд 6
«Плот „Медузы“» — картина французского художника Теодора Жерико,
одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.
Слайд 7
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся
2 июля 1816 года у берегов Сенегала.
Тогда на
отмели Арген у африканских берегов потерпел крушение фрегат «Медуза».
140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус».
Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.
Слайд 8
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел
создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и
живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
Слайд 9
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной
«Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший
своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Слайд 10
Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в
1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник
вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000.
В дальнейшем Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу в США за значительно бо́льшую сумму и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 с условием, что она будет размещена в основной экспозиции.
В настоящее время «Плот „Медузы“» находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 4884.
Слайд 11
французский живописец и график, предводитель романтического направления в
европейской живописи
Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (1798—1863)
Слайд 12
«Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» —
картина французского художника Эжена Делакруа. По состоянию на 2012
год выставлена в художественном музее Лувр—Ланс в городе Ланс на севере Франции.
Слайд 13
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830
года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных
подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».
Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на публике.
Слайд 14
В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На
голове у неё — фригийский колпак, в правой руке
— триколор (флаг республиканской Франции), в левой — ружьё.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Художник изобразил себя в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини.
Слайд 15
В 1999 году «Свобода» совершила перелёт на борту
Эйрбас Белуга из Парижа на выставку в Токио через
Бахрейн и Калькутту за 20 часов. Размеры полотна — 2,99 м в высоту на 3,62 м в длину — были слишком велики для Боинга 747.
Транспортировка осуществлялась в вертикальном положении в изотермической барокамере, защищённой от вибрации.
Слайд 16
7 февраля 2013 года посетительница музея перед его
закрытием исписала нижнюю часть полотна маркером, после чего была
задержана.
8 февраля экспозицию музея закрыли для посещения. После этого реставраторы приступили к восстановлению картины, на что потребовалось меньше двух часов.