Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач
музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является
вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они
собой врожденные свойства человека или развиваются в результате
воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь
на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.
В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:
- ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
- музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
чувство ритма - это восприятие и воспроизведение
временных отношений в музыке - это способность
активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить
его.
Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая
музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос
о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о
том какова его музыкальность и каковы должны быть пути
её развития.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными
видами музыкальной деятельности (восприятие,
исполнительство, творчество) необходимо развивать
в детях все самое лучшее, что заложено от природы,
на основе разнообразных природных задатков,
развивать общие и специальные музыкальные способности.
При помощи развития музыкальных способностей
можно не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка,
но и в целом приобщить его к музыкальной культуре, заложить её
основу, а развивать музыкальный и поэтический слух, способность
воспринимать красоту природы, произведений музыкального и
изобразительного искусства, активизировать воображение,
эмоциональные реакции.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для
дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Если в процессе музыкальной деятельности будет
сформировано музыкально – эстетическое
сознание , это не пройдет бесследно для
последующего развития ребенка, его общего
духовного становления, а музыка, передает всю
гамму чувств и их оттенков, может расширить
многие жизненные представления.
Для полноценного развития комплекса
музыкальных способностей у
дошкольников необходима помощь
родителей. Семья - первая социальная
общность, которая закладывает основы
личностных качеств ребенка, здесь он
обучается жить подлинной социальной
жизнью, общей с другими людьми: делить
горе и радость, ощущать единство с
родными людьми. В то же время
эмоциональная холодность в семье
самым неблагоприятным образом
сказывается на психологическом развитии
ребенка и прежде всего на его творческих
способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка.
Все семьи имеют разный уровень социальной культуры.
В одних с уважением относятся к музыке, стараются
дать детям музыкальное образование, развить их
способности. В других семьях музыкальное воспитание
ставят на задний план.
Слайд 6
Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять
полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать
спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.
Слайд 7
Родителям надо помнить, что там, где старшие любят
музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная
среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель.
Слайд 8
Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является
формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью
и театром. Для этого проводятся консультации для родителей. Вместе с детьми родители принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.
При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.
В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.