Слайд 2
Возникнув более 2 тысяч лет назад, правовая (юридическая)
фикция до сих пор активно используется в юридической теории
и практике.
Особое значение в рамках возникновения, осмысления, практического применения и развития юридической фикции принадлежит римскому праву. По сути, институт фикций римского права был заимствован всеми современными правовыми системами, использующими их в качестве средства преодоления логических противоречий в механизме правового регулирования. "Правовая фикция принадлежит к числу самых востребованных инструментов римской юридической техники", отмечает А.М. Ширвиндт
Кандидат юридических наук, магистр частного права
Слайд 3
Отметим, что отнюдь не римляне были создателями юридической
фикции. О.В. Танимов и О.А. Баршова приводят примеры закрепления
и использования фикций в различных историко-правовых памятниках. Как, например, отмечает И.А. Исаев, на римскую юриспруденцию оказали серьезное влияние некоторые философско-правовые идеи стоицизма. Так, рационализм стоической философии права оказался самым привлекательным аспектом для становления римского права и включения в его организм феномена "фикция". Не вдаваясь в глубь стоической философии права, отметим, что посредством института фикций возможно было выстроить четкую систему смыслов, отказавшись от спонтанных и иррациональных эмоций и страстей. "Прозрачное и неживое" право оказывается включенным в целую цепочку фикций, что позволяет ему существовать в любой ситуации и демонстрировать свой "нейтралитет". Но именно он парадоксальным образом придаст такому праву революционный характер, когда его лозунгом становятся аполитичные "добродетель" и "законность". Фикция позволяла стоикам принять и легитимировать любые реальные преобразования, формируя особый "юридический мир" и отвлеченное, но логически завершенное "юридическое пространство". Она одинаково эффективно могла работать как в границах божественного, так и "естественного" или позитивного права: это великое изобретение существенно повлияет и на всю дальнейшую политическую историю.
Слайд 4
Римские юристы не преминули воспользоваться этими наработками, но
именно в Древнем Риме фикции получили привычное осмысление и
осознанную разработку, а современные теории юридической фикции в своем большинстве восходят к исследованиям XIX в., которые, в свою очередь, основывались на изучении римского опыта.
Что касается определения юридической (правовой) фикции в римском праве, то оно отсутствовало. Отмечается, что отсутствие легального или доктринального определения фикции в праве компенсируется богатым практическим материалом. Более того, такая ситуация позволяла римским юристам более гибко использовать фикции в практической деятельности. (Но, по нашему мнению, отсутствие законодательного закрепления правовой фикции не есть положительный признак.)
По мнению И.В. Филимоновой, "основной задачей римских практиков стала задача приспособления действующего права к уже возникшим и изменяющимся общественным отношениям. В Древнем Риме решение данной задачи осложнялось вышеназванными особенностями римского права. Высокий технический уровень этого права, позволивший создать так называемую "азбуку права", которая используется и по сей день, позволил разработать необычный, но очень эффективный инструмент, приводивший право в соответствие реалиям жизни. Таким инструментом стали юридические фикции, которые до сих пор не утратили своего значения и успешно существуют в законодательствах всех стран мира".
Слайд 5
Также согласимся с И.В. Филимоновой в том, что
основные заслуги древнего римского права в деле развития научных
представлений о юридических фикциях состояли в следующем.
1. Римское право выработало понимание фикции как приема юридической техники, суть которого состоит в признании существующего несуществующим и наоборот, что имеет определенное юридическое значение.
2. Появилось представление о фикции, согласно которому этот прием не имеет специфического лингвистического критерия обнаружения. Но данный критерий требует более детального критического осмысления, т.к. высказывается точка зрения, что такие критерии в римских источниках все же имеются. В частности, интересны размышления по этому поводу испанского исследователя Мануэля Хесуса Гарсиа Гарридо, который формулировал понятие "фикция" на основе терминов fingere, fictor, fictus, fictio. "Анализ термина "фикция" следует начинать со значения слова fingere, т.е. "лепить из глины". Отсюда возникли значения "формировать", "составлять" и, в более широком значении, "воображать", "изобретать". 3. В римском праве утвердилось воззрение, в соответствии с которым положения, которые сформулированы с помощью фикции, юридически неопровержимы.
4. Востребованность и широкая распространенность фикций в римском праве иллюстрируют то, что это один из самых эффективных инструментов, способствующих экономии юридического творчества и развитию права.
Слайд 6
Рассмотрев теоретический аспект изучаемого нами явления, обратимся к
практике и приведем некоторые интересные примеры юридических фикций в
Древнем Риме.
Ponsio praeiudicialis - стипуляция использовалась для того, чтобы рассмотреть в суде спор, не подлежавший его рассмотрению по установленному порядку. Спорящие стороны избирали фиктивное основание для подачи иска, чтобы рассмотреть в суде реально возникший между ними спор. При этом такие действия сторон не рассматривались как противоправные и признавались римским правом. В источниках описывается интересный случай sponsio praeiudiciolis, когда два полководца поспорили о том, кто из них был действительным виновником победы римских войск над карфагенским флотом, одержанной под их общим предводительством. Один из них стипулировал у другого некую небольшую сумму на случай, если его утверждение окажется справедливым.
Слайд 7
Servi res sunt. Эта фикция признавала раба вещью.
О.В. Танимов уточняет, что статус раба представлял собой, по
сути, тройную фикцию, т.к. раб, будучи человеком, ничего не значил, т.е. был ничем, но в случае купли-продажи являл собою вещь. Таким образом, четко видна тройственная условно отождествляющая позиция по отношению к рабам: человек, вещь и ничто. Так, отчетливо разграничивает положение рабов в системе ius civilis и ius naturalis Павел: "Что касается цивильного права, то рабы считаются за ничто, однако в естественном праве иначе, потому что, согласно естественному праву, все люди между собой равны».
В противоположность этим юридическим фикциям в римском праве существовала юридическая фикция, которая, наоборот, не признавала вещами объекты, относившиеся к ним в действительности: "Proprie bona dici non possunt, quae plus incommodi quam commodi habent" - нельзя считать имуществом то, что приносит больше вреда, чем пользы.
Слайд 8
Наверное, самая знаменитая древнеримская фикция - это фикция
юридического лица. Миру был дан очень тонкий юридический способ,
при помощи которого самые разнообразные социальные образования могли быть введены в нормальную жизнь гражданского общества, - и мир широко воспользовался им, отмечает И.В. Филимонова по поводу данной фикции. То есть, пишет О.В. Танимов, юридическое лицо - это субъект права, обладающий правоспособностью в различных видах правоотношений. Хотя, как совершенно точно отмечает В.М. Хвостов, создаваемые правом фиктивные субъекты прав - юридические лица - признаются правоспособными в римском праве не в той мере, в какой правоспособны настоящие, реальные субъекты прав - физические лица, выделяя, например, что юридические лица по общему правилу признаются способными иметь лишь имущественные гражданские права, они не могли иметь семейных прав; как фиктивные, реально не существующие субъекты юридические лица признавались римскими юристами недееспособными и приравнивались к infantes и furiosi и т.д. .
Слайд 9
И именно римские юристы выявили основные признаки юридического
лица, отмечает Н.С. Суворов
1) независимость существования юридического субъекта
от смены или выбытия его отдельных членов;
2) наличие собственного имени, под которым ведутся дела юридического лица;
3) наличие обособленного имущества, находящегося в собственности юридического лица, а не его членов, управляющих или пользователей его услугами;
4) наличие самостоятельных прав и требований у юридического субъекта и его членов;
5) возможность юридического лица и отдельных его членов вступать в гражданские правоотношения как равным субъектам;
6) возможность для юридического субъекта искать и отвечать в суде.
Слайд 10
Обязательно необходимо отметить, что при изучении роли римских
юристов в распространении и развитии правовых фикций нельзя не
учитывать того факта, что римские юристы не могли самостоятельно создавать правовые фикции. Фикция как особое юридико-техническое средство применялась только претором или иным правоустанавливающим государственным органом с целью преодоления неких юридических препятствий, которые не позволяли предоставить тот или иной иск или принять правовой акт. Но на практике инициаторами создания юридических фикций выступали римские юристы, которые могли обращаться к претору или позднее к принцепсу с предложением ввести ту или иную фикцию.
Слайд 11
В связи с тем, что основным назначением фикций
в римском праве, как полагало большинство ученых, было преодоление
его чрезмерного консерватизма и формализма, многие исследователи юридических фикций не выделяли других функций этого приема юридической техники. Именно поэтому у некоторых ученых сложилось несправедливое мнение о фикции как о временном, архаичном приеме, который следует отбросить, как только право станет достаточно развитым. При этом не учитывается то, что фикция как прием юридической техники очень редко встречается в примитивных, несовершенных законодательствах, находящихся на начальной стадии развития. Напротив, чем выше качественный уровень права, тем большее распространение получают юридические фикции.