Слайд 2
Актуальность проблемы исследования.
Развитие творческих
способностей ребёнка всегда являлась одной из важных задач, стоящих
перед музыкальными руководителями дошкольных учреждений. На особую значимость развития музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста, указывали известные педагоги: А.И.Буренина, Т.И.Суворова, З.Я.Роот, Т.Ф.Коренева. Методологическим основанием являются работы Б.М.Теплова,Б.В.Асафьева, В.М. Бехтерева, В.Н. Шацкой
В дошкольном возрасте один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции: радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Музыкально - ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Таким образом - изучение и решение проблемы развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально -ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Эта проблема привлекла наше внимание своей актуальностью и легла в основу темы нашей работы: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Слайд 3
Цель исследования: изучить и апробировать проблему влияния музыкально-ритмической
и танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Объектом исследования: является образовательный процесс ОУ.
Предметом исследования: являются методы и приёмы музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, влияющие на развитие творческих способностей.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей будет успешным если:
Создана предметно-развивающая и здоровьесберегающая среда.
Существует преемственность ОУ с семьёй.
Для реализации выдвинутой цели и проверки гипотезы нами были сформированы следующие задачи:
1) Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2) Обосновать целесообразность использования музыкально-ритмической и танцевальной деятельности в работе по развитию творческих способностей детей.
3) Работа с родителями и педагогами ОУ в процессе организации музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
4) Проведение педагогического эксперимента.
5) Разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов музыкально-ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей.
Цель исследования: изучить и апробировать проблему влияния музыкально-ритмической и танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объектом исследования: является образовательный процесс ОУ.
Предметом исследования: являются методы и приёмы музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, влияющие на развитие творческих способностей.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей будет успешным если:
Создана предметно-развивающая и здоровьесберегающая среда.
Существует преемственность ОУ с семьёй.
Для реализации выдвинутой цели и проверки гипотезы нами были сформированы следующие задачи:
1) Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2) Обосновать целесообразность использования музыкально-ритмической и танцевальной деятельности в работе по развитию творческих способностей детей.
3) Работа с родителями и педагогами ОУ в процессе организации музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
4) Проведение педагогического эксперимента.
5) Разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов музыкально-ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей.
Слайд 4
Цель исследования: изучить и апробировать проблему влияния музыкально-ритмической
и танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Объектом исследования: является образовательный процесс ОУ.
Предметом исследования: являются методы и приёмы музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, влияющие на развитие творческих способностей.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей будет успешным если:
Создана предметно-развивающая и здоровьесберегающая среда.
Существует преемственность ОУ с семьёй.
Для реализации выдвинутой цели и проверки гипотезы нами были сформированы следующие задачи:
1) Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2) Обосновать целесообразность использования музыкально-ритмической и танцевальной деятельности в работе по развитию творческих способностей детей.
3) Работа с родителями и педагогами ОУ в процессе организации музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
4) Проведение педагогического эксперимента.
5) Разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов музыкально-ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-Монографический (теоретический анализ психолого-педагогической литературы);
-Диагностический (проведение методик исследования, наблюдение, опрос, беседы);
-Экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент);
-Методы математической статистики;
-Праксиметрический ( анализ результатов, изучение и обобщение опыта работы).
Слайд 5
Цель исследования: изучить и апробировать проблему влияния музыкально-ритмической
и танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Объектом исследования: является образовательный процесс ОУ.
Предметом исследования: являются методы и приёмы музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, влияющие на развитие творческих способностей.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей будет успешным если:
Создана предметно-развивающая и здоровьесберегающая среда.
Существует преемственность ОУ с семьёй.
Для реализации выдвинутой цели и проверки гипотезы нами были сформированы следующие задачи:
1) Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2) Обосновать целесообразность использования музыкально-ритмической и танцевальной деятельности в работе по развитию творческих способностей детей.
3) Работа с родителями и педагогами ОУ в процессе организации музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
4) Проведение педагогического эксперимента.
5) Разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов музыкально-ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей.
Глава I. Психолого-педагогические основы развития музыкально-
ритмического и танцевального творчества в дошкольном возрасте.
Проблема развития музыкально-ритмического и танцевального творчества
в педагогической теории и практике
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание музыкальных руководителей.
Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого развития общества – человек, способный к творческому созиданию.
Психолог Б.М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».
Многие музыканты-педагоги К. Орф, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, Е.В. Конорова и др. отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности, как синтетической по своей природе, для формирования художественного творчества у старших дошкольников в период бурного развития воображения, фантазии, образного мышления основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей в различных видах эстетической деятельности.
Л.С. Выготский пишет, чем младше ребёнок, тем непосредственнее двигательно он воспринимает музыку, т. к. движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее; во-вторых, двигательная природа свойственна воображению дошкольников. Многие игры детей являются продуктом двигательного воображения, которым часто присущи пантомимические и танцевальные движения. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях ребёнок создает художественный образ действующих персонажей прежде всего посредством движений собственного тела.
Слайд 6
Цель исследования: изучить и апробировать проблему влияния музыкально-ритмической
и танцевальной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Объектом исследования: является образовательный процесс ОУ.
Предметом исследования: являются методы и приёмы музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, влияющие на развитие творческих способностей.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей будет успешным если:
Создана предметно-развивающая и здоровьесберегающая среда.
Существует преемственность ОУ с семьёй.
Для реализации выдвинутой цели и проверки гипотезы нами были сформированы следующие задачи:
1) Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2) Обосновать целесообразность использования музыкально-ритмической и танцевальной деятельности в работе по развитию творческих способностей детей.
3) Работа с родителями и педагогами ОУ в процессе организации музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
4) Проведение педагогического эксперимента.
5) Разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов музыкально-ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей.
В.М. Бехтерев, считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов в разработке программы музыкально-ритмического воспитания: Н. Г. Александровой, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Е. Н. Соковниной.
Зимина А. Н., под руководством Н.А.Ветлугиной, автора системы эстетического воспитания в детском саду, в конце 60-тых годов прошлого столетия разработала систему музыкально - ритмических движений, где в помощь музыкальным руководителям детских садов был подобран материал для развития самостоятельности, активности, творческой инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Очень многие педагоги – современники: А. И. Буренина, Г.П. Фёдорова, Т.Н. Сауко, Е.В. Горшкова, С.Л. Слуцкая, А.Е. Чибрикова - Луговская, М. И. Чистякова работают над созданием наиболее адаптированных к работе с дошкольниками методик, технологий в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского творчества в танцах, ритмических этюдах и упражнениях.
Слайд 7
Значение музыкально - ритмической деятельности в развитие творческих
способностей дошкольников
Наш век компьютеризации и информации ставит перед
музыкальными руководителями детских садов много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема развития детей, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
В музыкально-ритмической деятельности ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку,
Слайд 8
приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения. Объединяющим
началом музыкально-двигательного комплекса на современном этапе является ритмика, впитывающая
в себя все части работы и дающая многочисленные способы проработки всех отделов музыкально-двигательного воспитания. Музыка и ритмика находятся в самом тесном единении с законами ритма, вырабатывается музыкальный ритм. Движения регулируются ритмом, сливается деятельность слуховых, зрительных и моторных центров, развивает умение распоряжаться своими моторными силами под влиянием моторного раздражителя. Музыкально-ритмические движения являются большим организующим началом, физическим воспитанием, дают двигательные навыки, пригодные для оздоровления жизненного процесса.
Познакомившись с новыми методиками последних лет посвящённых вопросу музыкально - ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. Это «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, программа по ритмической пластике для детей. Целью данной программы является: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Современная программа «Музыка с мамой» разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы. В названии которой заключена ее направленность. Выполняя упражнения с мамой ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.
«Топ-топ» - песенки – игры для общего развития и адаптации в группе для детей от 1 до 5 лет. Здесь представлены пальчиковые и подвижные игры, звукоподражания, ритмическая гимнастика под музыку и пение.
«Прыг-скок» - игровая гимнастика для детей от 3 до 5лет под музыкальное сопровождение. В предлагаемые комплексы включены как физкультурные, так и сюжетно- образные движения.
Слайд 9
«Пять поросят» - пальчиковая гимнастика. На данном компакт
диске представлены пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Ритм, неизменный
порядок слов, рифма являются для ребенка «заклинанием», чем-то магическим, утешающим и успокаивающим, а музыкальное сопровождение радует детей и позволяет проводить игровые занятия наиболее эффективно.
Оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
Еще одной современной программой является «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой. Данная программа включает репертуар для занятий музыкально- ритмическими движениями с детьми дошкольного возраста. Парные и круговые пляски, игры, упражнения собраны автором из разных источников: творческих разработок музыкальных руководителей детских садов, а также сборников, изданных ранее. Предлагаемый репертуар отличается доступностью для исполнения детьми и яркостью игрового образа.
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство – выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество – индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения.
Виды музыкально-ритмической деятельности
игроритмика
танцевально-ритмическая гимнастика
игропластика
пальчиковая гимнастика
строевые упражнения
пляски
музыкально-подвижные игры
креативная гимнастика
элементы хореографии
образно-игровые движения
Слайд 11
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно
выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме).
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения.
«Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются
Слайд 12
«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их
размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться
в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
«Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике.
«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.
«Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений .
«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.
Слайд 13
«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая
из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов.
«Пляски» активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. В плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
Виды плясок:
1.Пляски с зафиксированными движениями, т.е. авторские, к которым относятся:
- пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;
- современный детский танец;
- народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;
- хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;
- характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;
- детский бальный танец.
2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества.
- пляска типа «зеркало»;
-пляска, где дети сочиняют движения на первую часть, а для второй части движения показывает педагог;
- пляска, где дети сочиняют движения для обеих частей.
Слайд 14
Выводы по I главе
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую
литературу, мы пришли к выводу, что творческие способности развиваются
через различные виды музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Поэтому использование ритмических и танцевальных движений на музыкальных занятиях должны способствовать развитию у детей творческих способностей.
В практической части работы выяснилось, умеют ли дети слушать музыкальные произведения, различать характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности. И если в чём-то дети испытывают затруднения, то подобрать такие занятия и упражнения, создать условия, которые способствовали бы формированию интересующих качеств.
Слайд 15
Глава II: Организация работы по развитию творческих способностей
детей через музыкально - ритмические и танцевальные движения.
Педагогические
условия развития творческих способностей детей
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов.
Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры.
В музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка.
В процессе экспериментальной работы с детьми мы поставили цель продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Слайд 16
Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в
дошкольном образовательном учреждении
Современные исследователи (Т. Н. Доронова, Н.А.Короткова, В.А.Петровский
и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориетированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ.
Поэтому, созданию музыкальной предметно-развивающей среде в нашем детском саду уделяется большое внимание. Применяем инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребёнка, а так же влияют на сохранение физического и психического здоровья.
Поскольку на начальном этапе музыкального воспитания, а так же одним из факторов музыкально-ритмической деятельности является ритм. То он выступает как фундаментальная основа, поэтому первыми инструментами детей становятся различные «шумелки». С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов). При этом происходит закрепление за звучанием определённого ритма (дождь, часы и др). для этого в музыкальном зале собрано большое количество разнообразных шумовых и ударных инструментов -колокольчики, бубны, треугольники, маракасы, румбы, барабаны, музыкальные молоточки и др.
Дети очень любят выполнять движения с предметами, поэтому собран различный раздаточный инвентарь- это платочки, листочки, снежинки, дождинки, ленточки и др.
Слайд 17
Активно привлекаем родителей к изготовлению танцевальных костюмов, атрибутов,
музыкальных инструментов. Для них в зале оформлен стенд, где
размещается информация, помогающая родителям правильно организовать музыкальное воспитание в семье.
Совместное участие детей и родителей в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности помогает им лучше узнать друг друга, способствует сплочению семьи.
На музыкальных занятиях и праздниках, кроме звучания фортепиано, используется мультимедийная техника- компьютер, телевизор, музыкальный центр.
Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребёнка. Так во время разучивания и исполнения танцев используем презентацию, которая помогает лучше понимать содержание танца, его настроение.
Для исполнения ритма музыкального произведения используются видео клипы сопровождающие игро-танцы.
Кроме этого с помощью мультимедийных технологий проводятся музыкально-дидактические игры. Например, игра «Узнай и станцуй».
Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются творческие способности, а так же музыкально-ритмические и танцевальные движения.
Таким образом организованная музыкально-развивающая среда позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все виды танцевальной и музыкально-ритмической деятельности.
Слайд 18
Экспериментальное исследование процесса по развитию музыкально-ритмического и танцевального
творчества.
Организация и методика проведения экспериментальной работы
Исследование особенностей по развитию
творческих способностей в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности у детей дошкольного возраста проводилось в МАДОУ Детский сад №9 «Алёнушка» г. Бирска. В нём приняло участие 12 детей 6-7 летнего возраста группы «Семицветик» (контрольная) и 12 детей группы «Радуга» (экспериментальная).
Цель экспериментальной работы: изучение процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Задачи:
1.Проведение исследовательской работы по выявлению уровня развития творческих способностей - развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
2.Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности, и изящества танцевальных движений и танцев.
3.Формирование навыков самостоятельности при создании танцевальных композиций, упражнений, инсценировании песен;
4.Проведение музыкальных занятий по ритмической и танцевальной деятельности, способствующих развитию творческих способностей детей.
Слайд 19
Исследовательская работа проводилась по трём этапам:
1)Констатирующий эксперимент;
2)Формирующий эксперимент;
3)Контрольный
эксперимент.
1 этап- констатирующий эксперимент, имеющий целью выявить уровень развития
творческих способностей - развития чувства ритма, наличие ритмического слуха, музыкально-ритмических чувств у детей.
Этот этап проводился в рамках обследования детей в начале учебного года (сентябрь 2015г.)
2 этап- формирующий эксперимент, целью которого было:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развивать чувства ритма, наличие ритмического слуха, музыкально-ритмических чувств.
Апробировать технологии развития творческих способностей детей в процессе музыкальных занятий.
Формирующий эксперимент продолжался год.
3этап- контрольный эксперимент
Цель: выявление уровня развития творческих способностей посредством музыкально-ритмических и танцевальных движений у детей контрольной и экспериментальной групп.
Слайд 20
Констатирующий эксперимент
В констатирующем эксперименте, целью которого было
выявить уровень развития творческих способностей посредством музыкально-ритмических и танцевальных
движений, принимали участие дети контрольной и экспериментальной групп.
Были получены следующие результаты по методике№1 «Оценка уровня развития музыкально-ритмических движений»
Задание №1: Прослушать три музыкальных произведения П. И Чайковского: "Марш деревянных солдатиков", " Неаполитанская песенка" и "Вальс цветов".
Оценивается формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Задание №2: Прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя «Подружки», музыка Т. Ломовой.
Оценивается способность найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.
Задание №3: Определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их.
«Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой
Задание №4: Самостоятельно показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.
Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца, «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.
Слайд 21
В констатирующем эксперименте у58% детей экспериментальной группы уровень
развития музыкально-ритмических движений ниже нормы. Уровень соответствует норме у
42% детей. В контрольной группе, низкий и средний уровень развития музыкально-ритмических движений имеют 50% детей. Как видно из графиков уровень развития музыкально-ритмических движений в контрольной группе немного выше, чем в экспериментальной.
(рис.1.1,рис.1.2)
Слайд 22
Методика №2: «Оценка уровня развития чувства ритма »
(
Новоскольцева И.А., И.В. Каплунова)
Задание №1: Прохлопывание ритмического рисунка музыкального
фрагмента с помощью русской народной музыки " Калинка" и попевки Е. Тиличеевой «Летчик». Оценивается выполнение ритмического рисунка.
Задание №2: Повторить ритмический рисунок попевки в притопах.
Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап», «Тик-тик-так».
Оценивается уровень развития чувства ритма.
Задание №3: Повторить ритмический рисунок хлопками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.
Оценивается уровень развития чувства ритма.
1.4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
2.3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
3.2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
4.1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
Задание №4:Парный танец «Топ и хлоп», в основе которого лежит ритмическое сочетание хлопков и ударов стопой об пол.
Слайд 23
При оценке результатов выяснилось, что в экспериментальной группе
уровень развития чувства ритма ниже, чем в контрольной. В
экспериментальной группе 33% детей имеют средний уровень развития, 67%-низкий. В контрольной группе 50% детей имеют средний и 50% низкий уровень развития чувства ритма.
Слайд 24
Методика №3: «Оценка уровня развития художественно - творческих
способностей детей.
Задание №1: «Сороконожка».
Оценивается развитие художественно-творческих способностей
детей посредством ритмической пластики.
Задание №2: Массовый танец – игра «Кружилась карусель». Оценивается уровень умения импровизировать, подражая различным животным.
Задание №3: Танцевальная игра «Путешествие снежинки».
Оценивается развитие артистических способностей, творческая инициатива.
Задание №4: Игра «Огонь и лёд».
Оценивается развитие артистических способностей, творческая инициатива.
Слайд 25
При проведении методики «Оценка уровня развития художественно -
творческих способностей детей» были получены следующие результаты:
Процентные соотношения показали,
что двигательная активность детей, координация движений, способность к танцевальной импровизации развиты одинаково в обеих группах. У 50% детей уровень соответствует норме, у 50% данная способность развита ниже нормы.
Слайд 26
Анализ проведённого исследования.
На констатирующем этапе целью которого было
выявить уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста в
музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, выяснилось, что обе группы затрудняются найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз, определить, сколько частей в произведении, их характер, самостоятельно показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера, достаточно большие затруднения испытывают при воспроизведении ритмического рисунка, не способны перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. Всё это говорит о том , что у большей части детей развитие творческих способностей находится на низком уровне.
Следовательно, необходимо построить работу по музыкальному воспитанию таким образом, чтобы дети умели выразительно, пластично, грациозно, выполнять танцевальные движения и самостоятельно создавать танцевальные композиции, упражнения, инсценирование песен.
Достаточно низкий уровень развития творческих способностей поставил нас перед необходимостью искать новые пути в творческом развитии детей, которые помогли бы решить нашу задачу.
Слайд 27
Формирование творческих способностей детей через музыкально - ритмические
и танцевальные движения.
Целью формирующего эксперимента было:
Развивать у детей дошкольного
возраста в экспериментальной группе творческие способности через развитие чувства ритма, наличие ритмического слуха, музыкально-ритмических чувств.
Апробировать технологии развития творческих способностей детей в процессе музыкальных занятий.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что обе группы затрудняются найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз, определить, сколько частей в произведении, их характер, самостоятельно показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера, достаточно большие затруднения испытывают при воспроизведении ритмического рисунка, не способны перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации.
На формирующем этапе мы поставили задачу помочь детям дошкольного возраста в экспериментальной группе, используя все виды танцевальной и музыкально-ритмической деятельности, способствующие развитию творческих способностей войти в мир музыки и пережить её чувственно.
Для достижения поставленной цели и решения задач формирующего эксперимента были подобраны упражнения и игры для развития чувства ритма, ритмического слуха, музыкально-ритмических чувств. Разработан тематический план по музыкально-ритмической деятельности. Подобраны и разработаны занятия.
Слайд 28
Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: выявить уровень развития творческих
способностей посредством музыкально-ритмических и танцевальных движений у детей контрольной
и экспериментальной групп.
Были получены следующие результаты по методике: «Оценка уровня развития музыкально-ритмических движений», где детям предлагалось придумать музыкально-ритмические движения под музыку различного характера, самостоятельно различать характер музыки и формы музыкального произведения, придумать соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз, дети испытывали трудности в выполнении заданий. Дети экспериментальной группы намного увереннее справились с заданиями, что подтверждают данные контрольного эксперимента, представленные в таблице1.1.
Схематично результаты представлены на гистограммах 1-экспериментальная группа, 2-контрольная группа.
По ниже приведённым данным видно, что дети из экспериментальной группы достаточно легко справились с заданиями.
Слайд 29
Методика «Оценка уровня развития чувства ритма »
В экспериментальной
группе уровень ниже нормы снизился с 67% до 8%,
а в контрольной группе с 50% до 40%.
Слайд 30
Методика «Оценка уровня развития художественно - творческих способностей
детей»
На рисунках 3.1 и 3.2 видно, что уровень художественно
- творческих способностей у детей экспериментальной группы значительно выше. Чем у детей контрольной группы.
Слайд 31
Анализ проведённого исследования.
По результатам контрольного эксперимента можно сделать
следующие выводы: дети экспериментальной группы стали более уверенны в
умении выразительно, пластично, грациозно, выполнять танцевальные движения, повысился уровень самостоятельно создавать танцевальные композиции, упражнения, инсценировать песни. У контрольной группы тоже произошли изменения, их результаты улучшились, но они заметно ниже, чем у детей экспериментальной группы. Динамика результатов представлена по всем методикам, где отражены средние показатели. Рис.4.1-экспериментальная группа, 4.2-контрольная.
Слайд 32
Выводы по главе II.
Исследовательская работа выдвигала задачи:
1.Проведение исследовательской
работы по выявлению уровня развития творческих способностей - развития
эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
2.Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности, и изящества танцевальных движений и танцев.
3.Формирование навыков самостоятельности при создании танцевальных композиций, упражнений, инсценировании песен;
4.Проведение музыкальных занятий по ритмической и танцевальной деятельности, способствующих развитию творческих способностей детей.
Эти задачи были выполнены.
Была проведена работа по выявлению:
1.Уровня развития музыкально-ритмических движений;
2.Уровня развития чувства ритма;
3.Уровня художественно - творческих способностей.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том. Что у детей этой возрастной группы проявляется увлечённость к музыкальным занятиям. Дети адекватно реагируют на звучащую музыку, учавствуют в исполнительской деятельности. Но не могут найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз, определить, сколько частей в произведении, их характер, самостоятельно показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера, достаточно большие затруднения испытывают при воспроизведении ритмического рисунка, не способны перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации.
Слайд 33
Всё это говорит о том, что развитие творческих
способностей находится на низком и среднем уровне.
Это дало основание
для того, чтобы сопоставить две группы детей и провести в одной из них (экспериментальной) формирующий эксперимент.
На формирующем этапе была поставлена задача - развивать у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе творческие способности через развитие чувства ритма, наличие ритмического слуха, музыкально-ритмических чувств.
По результатам контрольного эксперимента показатель выше нормы по всем методикам в экспериментальной группе поднялся с 0% до 58%, а уровень ниже нормы снизился с 58% до 9 %.
В контрольной группе существенных изменений не произошло: показатели уровня выше нормы повысились с 0% до 21%, ниже нормы снизились с 50% до 30%, а средний уровень остался на одном месте.
Цель достигнута. Проведённые этапы эксперимента очевидно доказали верность выбранного пути, т.к. результаты контрольного эксперимента показывают заметный рост развития творческих способностей. Таким образом, развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста способствует:
Владение и понимание выразительных и изобразительных средств музыки (тембр, темп, динамика, жанр)
Умение чувствовать ритм музыкального произведения и передавать его в движениях.
Умение свободно импровизировать под незнакомую музыку, выражать эмоции в мимике и пантомимике.
Слайд 34
Заключение и рекомендации.
Последовательная и систематическая работа над решением
задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение
детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Поэтому для более эффективной и качественной воспитательно-образовательной деятельности в детских садах рекомендую:
При проведении музыкальных занятий поддерживать детскую инициативу.
Обеспечить взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности в музыкально-ритмических движениях на развитие творческих способностей.
Заинтересовать каждого ребёнка разнообразными танцевально-ритмическими движениями, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
В ходе танцевальной деятельности создавать атмосферу взаимного доверия и уважения.
Обогащать предметную среду различным раздаточным инвентарём, атрибутами, музыкальными инструментами.
Вести образовательную работу среди родителей по вопросам танцевального развития и музыкального воспитания в семье.
Слайд 35
Литература
1. Акишкина А., Хано К. Словарь русских
жестов и мимики -Токио, 1986.
2. Асафьев Б.В. О
музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и Образовании. – Л. – М., 1986.
3. Бабаева, Т. И. Программа дошкольного образование «Детство»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 70 с.
4. Баренбойм Л.А. Путь к музыцированию. – Л. – М., 1993.
5. Бекина, С. И. Музыка в детском саду / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н.Соковнина. – М. : Просвещение, 1993. – 82 с.
6. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1994. – 100 с.
7. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение:
Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
8. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике ля детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
9. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
10.Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1991. – 174 с.
11.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
12.Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце.
// Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.