Слайд 2
Воспитание личности
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная
составляющая духовности. В решении задач нравственного и эстетического воспитания,
развития творческих способностей подрастающего поколения музыкальному народному творчеству отводится сегодня все более заметное место.
Слайд 3
Развитие ребенка
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает
художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно
выразительного пения с движением. В то же время образно-смысловое «видение» песни помогает найти наиболее подходящие средства для ее исполнения – необходимые элементы интонационно-речевой выразительности, пластические движения, жесты, мимику.
Слайд 4
Развитие ребенка
Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка
о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в
выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народных поэтических текстов повышает речевую культуру детей.
Слайд 5
Роль культуры
Воспитывающая роль традиционной культуры и искусства очевидна.
Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались
нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, понятия долга и чести. ответственности за судьбу своего рода и отечества.
Слайд 6
Задачи образования и культуры
Привить детям любовь к фольклору,
интерес и уважение к своим национальным истокам - не
только художественная, но и идейно-нравственная задача современного образования и культуры.
Слайд 7
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тысячелетний опыт становления и развития человечества включает
в себя особую область – опыт становления и развития
отдельной человеческой личности как родового существа, несущего в себе этнически определенную память о этапах развития человеческого начала. Это область народной педагогики и особая культура материнства и детства. Без этой части общечеловеческой культуры невозможно существование культуры вообще, невозможна ее органическая передача от поколения к поколению, невозможно, следовательно само бытие человека.
Слайд 8
Роль народной культуры
Современная педагогика как общественная наука и
социальные институты образования осознают огромное значение народной культуры материнства
и детства. Это обуславливает все возрастающий интерес к детскому фольклору и народной педагогике, как к выработанным веками формам наследования, сохранения и развития конкретных этносов – составных частей человечества.
Слайд 9
Практика воспитания
Нравственное и эстетическое содержание произведений детского фольклора,
непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей, о чем
мы поговорим ниже, убеждают нас в необходимости сохранения, популяризации и широкого использования ее в современной практике воспитания и образования. Именно здесь заложена народная душа, народный характер, которые вырастают в семье и затем творят историю отдельного человека, народа и, в конечном счете - человечества.
Слайд 10
Развитие ребенка
Знакомство с этим богатейшим наследием как раз
и предоставляет нам счастливую возможность увидеть, прочувствовать и как
бы пережить все тонкости этого сложнейшего процесса СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, его духовно-нравственного и художественно-эстетического развития. Наши дети, по моему глубокому убеждению, должны иметь возможность слышать неповторимую красоту и истинную поэтичность оставленной нам предками в фольклорном наследии «обыкновенной народной речи» – в противовес унифицированному и обезличенному современному языку.
Слайд 11
Отечественная культура
Таким образом, духовное наследие наших предков, будучи
включено в современный педагогический обиход, с успехом будет служить
делу сохранения преемственности в развитии традиционной отечественной культуры и формированию национального самосознания, что является жизненно необходимым для любого народа и конечно для нашей Отчизны, нашей Родины.
Слайд 12
Колыбельная песня
И вот сегодня мы говорим с вами
о богатейшем пласте так называемого детского фольклора - о
колыбельных песнях и их роли в художественно-эстетическом развитии ребенка.
Слайд 13
Колыбельная песня
В НАРОДЕ ДОРОЖИЛИ КОЛЫБЕЛЬНЫМ МАСТЕРСТВОМ. МАТЬ ОБУЧАЛА
ДОЧЕРЕЙ, ИГРАЮЩИХ С КУКЛАМИ ПРАВИЛЬНО «БАЙКАТЬ». В КРЕСТЬЯНСКИХ СЕМЬЯХ
ДЕВОЧКИ УЖЕ С МАЛЫХ ЛЕТ ПРИСМАТРИВАЛИ ЗА МЛАДШИМИ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ, А ИНОГДА НАНИМАЛИСЬ НЯНЯМИ И В ДРУГИЕ СЕМЬИ. ПОЭТОМУ ПЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ – ЭТО ИСКУССТВО, КОТОРЫМ В СТАРИНУ ОВЛАДЕВАЛИ С ДЕТСТВА.
Слайд 14
Колыбельная песня
Умение укачивать детей в старинные времена ценилось
очень высоко: уставшие от работы женщины не могли себе
позволить роскошь часами качать люльку. Часто к укачиванию подключались старшие сестры малышей. Девочки часами напевали немудреные песни, добиваясь, чтобы младенец заснул. Разные песни пелись, как правило, на один мотив, скрепляясь призывами к ребенку наконец заснуть.
Сон да дрема,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
Впрочем, колыбельные исполнялись не только для детей – иногда их напевали друг другу влюбленные. Также колыбельные часто исполнялись для больных, чтобы они скорее выздоравливали.
Слайд 15
Форма колыбельной
Изначально колыбельная песня представляла собой, по всей
вероятности, обычные женские причитания, которые произносились ритмично, в такт
качанию колыбели. Со временем слова стали складываться в рифмованные двустишия, а позже и четверостишия.
Слайд 16
Характерные особенности
Чем колыбельные отличаются от других детских и
взрослых песен? Интересно, что в колыбельных разных народностей можно
найти общие черты. Например, такие песни исполняются в медленном темпе. Также колыбельные отличают высокий тембр и своеобразные интонации. Известно, что дети раннего возраста лучше всего воспринимают именно такую тональность.
Издавна такие песни пели матери своим детям, чтобы те быстрее уснули. Поэтому колыбельные не требуют инструментального сопровождения. Негромкий вкрадчивый голос, нежные интонации и монотонная мелодия способствуют скорейшему расслаблению и засыпанию. Как правило, колыбельные сопровождают укачивание ребенка, поэтому в таких песнях особое значение приобретает ритмичность.
Слайд 17
Определение жанра
Название колыбельная песня произошло от слов колыбель,
колебать, качать. В северных губерниях России колыбельные песни назывались
«байками» от древнерусского глагола баять (говорить, сказывать, шептать, убаюкивать, усыплять).
Слайд 18
Определение жанра
Наименование жанра связано с назначением колыбельных песен,
созданных для того, чтобы с помощью размеренного ритма и
монотонного напева укачивать, убаюкивать ребенка. В колыбельный период ребенок воспринимает только ритмичную мелодию и соответствующее ей движение. Заметив, что при ритмичном покачивании ребенок засыпает быстрее, человек создал колыбель.
Слайд 19
Описание жанра
Утилитарно-бытовая функция песен всегда дополнялась воспитательной и
эстетической. Исполнитель песен выражал свое отношение к окружающему его
миру, сообщал некоторые полезные сведения, выражал и свои потаенные желания.
Слайд 20
Детский фольклор
Колыбельные песни стали первым жанром, который большинство
исследователей отнесли к детскому фольклору. Они представлены в культуре
практически всех народов мира. Помогая старшим, крестьянские девочки с раннего возраста начинали нянчить своих младших братьев и сестер. Во время укачивания они исполняли колыбельные песни, становясь носителями фольклора. В подобных песнях содержание связывалось с понятными детям реалиями, знакомыми чертами повседневной жизни.
Слайд 21
Детский фольклор
Детским фольклором принято называть произведения для
детей и собственно детские произведения. Детская народная культура возникла
и развивалась в лоне культуры взрослой. Детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых. Дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младших поколений.
Слайд 22
Народная педагогика
Поэзия пестования, куда мы и относим жанр
колыбельных песен – одна из первооснов народной педагогики, вобравшей
в себя все лучшее, чистое, мудрое, что есть в воспитании и обучении детей.
Слайд 23
Народная педагогика
Народная педагогика основана на вере в то,
что ребенок с первых дней своего рождения мыслит, что
материнская песня западает ему в душу, а потом обязательно отзовется. Колыбельные песни к огромному сожалению стали уходить из современной жизни. Современные молодые мамы редко знают старинные колыбельные. Между тем, хоть изменился наш быт и современный ребенок лежит не в колыбели, а в кроватке и его теперь не принято качать, но нравственные установки песен не потеряли своего значения и поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка.
Слайд 24
Развитие ребенка
Вслушиваясь в первые музыкальные звуки в своей
жизни, ребенок учится отличать обычную разговорную интонацию от музыкальной,
он с пеленок впитывает колорит национального певческого языка. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке, нежности и заботе, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. А во всем этом очень нуждается и современный ребенок.
Слайд 25
Роль колыбельных
Колыбельные несут в себе познавательную, воспитательную и
эстетическую функции. Они помогают матери и ребенку наладить духовный
контакт. Ребенок воспринимает отношение матери к жизни, ее переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках, доброте и честности.
Слайд 26
Роль колыбельных
Эстетическая функция колыбельных неоспорима. Ребенок с первых
дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и
народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления безусловно оказывают очень большое влияние на формирование личности ребенка и на его художественно-эстетическое развитие.
Слайд 27
Роль колыбельных
Самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает
сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.
У ребенка зарождается
ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким, Родине.
Слайд 28
Влияние музыки
Не секрет, что музыка помогает человеку стать
духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте.
Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться еще в утробе матери.
Слайд 29
Роль колыбельных
Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое
дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песню он успокаивается, затихает, засыпает.
Слайд 30
Роль колыбельных
Учёные установили, что на первых месяцах жизни
музыка колыбельных песен, как особый, очень гармоничный звуковой ряд,
оказывает мощное успокаивающее и усыпляющее воздействие на малыша. Простой, размеренный, монотонно повторяющийся напев колыбельной успокаивает ребёнка и позитивно влияет на его психическое состояние, так как размеренная пульсация колыбельной песни совпадает с частотой пульса и дыханием малыша.
Слайд 31
Роль колыбельных
Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту.
Можно сказать что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи,
традиции, искусство народа берет начало именно в колыбельной песне.
Слайд 32
Народная педагогика
По определению Георгия Семеновича Виноградова, это не
столько система, совокупность навыков и приемов, применяемых в целях
формирования личности в определенном направлении, сколько сумма знаний и умений, передаваемых детям.
Слайд 33
Роль народной педагогики
Опираясь на народные методы педагоги теоретики
и практики создавали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности,
которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории.
Слайд 34
Развитие ребенка
ТРАДИЦИОННО ОГРОМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕБЕНКА ОКАЗЫВАЛА ИНФОРМАЦИЯ,
КОТОРАЯ ПЕРЕДАВАЛАСЬ ИЗУСТНО, НЕПОСРДСТВЕННО ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ, ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОРНУЮ ПЕСЕННУЮ
ТРАДИЦИЮ. И ВОТ, УЧИТЫВАЯ ЭТУ СПЕЦИФИКУ, МЫ МОЖЕМ ГОВОРИТЬ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЛИСЬ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭТО ПОЧИТАНИЕ СЕМЬИ И УВАЖЕНИЕ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
Слайд 35
Воспитание ребенка
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ОГРОМНА И
ПЕРВОСТЕПЕННА. ПОСРЕДСТВОМ МАТЕРИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ, А МЫ ГОВОРИМ ЗДЕСЬ
О КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСНЯХ. РЕБЕНОК С САМОГО РОЖДЕНИЯ БЫЛ ВКЛЮЧЕН В РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ: ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ С ПРИРОДОЙ, С МИРОМ ПРЕДМЕТОВ И Т.Д.
И ИМЕННО КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ БЫЛА КЛЮЧОМ К СИСТЕМЕ ЭТИХ СЛОЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Слайд 36
История возникновения колыбельных
Невозможно сказать, когда и кем была
спета первая колыбельная.
Народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают
в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Многие исследователи фольклора считают ,что древние колыбельные песни близки к заговорам. Слову над колыбелью в старину придавали значение заклинания. О связи колыбельных песен с заговорами свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста.
Спи по ночам.
Расти по часам.
Ты спи, усни,
Угомон тебя возьми!
Слайд 37
История возникновения
Древние колыбельные возникли в эпоху языческого олицетворения
отвлеченных понятий окружающих предметов. Мать заговаривала ребенка от всех
скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам. Сон, Дрема, Угомон, считались носителями сна. Эти персонажи представлялись в колыбельных живыми существами , которых можно приглашать:
ХОДИТ СОН ПО ЛАВОЧКЕ,
В КРАСНЕНЬКОЙ РУБАШЕЧКЕ,
УЖ ТЫ СОН ДРЕМА,
ПОДИ К СЫНУ В ГОЛОВА!
Постепенно в колыбельных утрачивались заговорно-заклинательные образы, они превращались в чисто художественные.
Слайд 38
Содержание колыбельных
В колыбельных песнях матери рассказывали о радостях
и горестях своей жизни, о своих хозяйственных заботах, о
том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторые сведения об окружающем его мире, постигал особенности родной речи. Отвлекаясь от работы из-за ухода за ребенком, мать могла спеть такую песню:
Спи, поспи,
А мы потеряли денек,
А не пряли простыньки,
Не мотали мотки,
Не ткали поставки.
Слайд 39
Содержание колыбельных
Любящие матери пытались накликать ребенку страшные сны,
потому что верили, что увиденное в страшном сне никогда
не воплотится в реальности.
Со временем вера в магическую силу колыбельных ослабла, в песнях стали появляться пожелания доброй ночи и светлых снов.
Интересный факт. В древнерусских княжествах был обычай пугать детей популярным именем сильного врага. Так, в повести 13 века об Александре Невском упоминается о том, что татары унимали своих плачущих детей именем новгородского князя Александра Невского. В русской колыбельной песне мать пугает своего ребенка именем Мамая , известного татарского хана второй половины 14 века.
Баю-бай, баю-бай!
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит – Васеньку отдай.
А мы Васю не дадим,
Пригодится нам самим.
Слайд 40
Содержание колыбельных
«Спи, вон, вон бука-то за тобой идет.
Не дадим тебе, бука, Вани». Ваня спит. «Иди, бука,
прочь. Ванюшка спит». Бука замещает медведя, поскольку текст колыбельной повторяет часть сюжета сказки «Медведь на липовой ноге». Описание построено на диалоге между матерью и ребенком.
Обычно к ребенку обращаются с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатся просьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы:
Баю-баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дают.
К животным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугать ребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы: «Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай».
Слайд 41
Содержание колыбельных
В колыбельных песнях XIX века встречаются реалии,
упоминания, не связанные с крестьянским бытом, называются такие предметы,
которые в крестьянской обстановке не встречаются. Дитя качают «нянюшки, мамушки, сенные девушки», они «прилюлюкивают», что ребенок, когда вырастет, будет
Нянюшкам и мамушкам
обновочки дарить,
Сенным девушкам —
По платьицу,
Старым старушкам —
Подзатыльнички…
Параллельно упоминаются терем, золотое монисто у маменьки, соболи и куницы у папеньки, камка, парча, алый бархат; колыбель ребенка декоративно украшена: «крюки золотые, ремни бархатные, колечки витые». Очевидно, что подобные песни зародились в одной социальной среде и затем перешли в другую.
Слайд 42
Содержание колыбельных
В текстах, записанных в крестьянской среде, редко
встречаются мечты о школе и обучении; попадаются редко, практически
отсутствуют пожелания типа:
Станешь в школу ходить,
Станешь книжки учить,
Выучисся в книжке,
Станет батюшка женить…
Они появляются лишь с середины XIX века. Можно предположить, что подобная песенка сложилась среди крепостных, тем более что запись ее относится к 1857 году.
Слайд 43
Содежание колыбельных
В колыбельных часто встречается описание покупок на
ярмарке или в городе, одного из значительных событий в
крестьянской семье:
Байки, побайки,
Куплю матери китайки,
Братцу бархатцу,
Сестре ленточку,
Дедке – сапоги,
Бабке – коты,
Ей к обедне ходить.
Ребенок всегда получает какой-нибудь подарочек или обновку:
Купим сынку валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Достанутся ребенку и гостинцы:
Под подушкой калачи,
В руках прянички,
В щечках яблочки.
Слайд 44
Содержание колыбельных
В колыбельных может содержаться связный рассказ. Повсеместно
распространена русская песня о мужике (хозяине, барине, Федоре и
т. д.), у которого полна хата ребят. Варьируются начало и конец, но основная часть текста сохраняется:
Баю - баюшки, баю.
Живет мужик на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку масляну едят.
Концовка существует в двух вариантах, в одном перечисляются ребята:
Первый Гришка,
Второй Мишка,
Третий Ванюшка сынок,
Сынок милый паренек.
В другом тексте встречаем иную концовку:
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Сердце радуется.
Слайд 45
Образная система
Излюбленными образами колыбельной поэзии являются кот-баюн и
гули – голуби. С образом кота связаны представления о
домашнем тихом уюте; кота постоянно приглашают убаюкивать ребенка, обещая ему за это всяческие награды: «кашки в чашку, кусок пирога да кувшин молока». В обращениях к коту преобладают уменьшительно-ласкательные слова, характерные и для всей колыбельной лирики в целом.
Слайд 46
Образная система
Воспринимая кота как помощника матери, его зовут
ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока,
конец пирога», «папы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост в великий пост», «сошьем тебе чоботы по самые животы», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т. д.
Кота уговаривают не ходить к чужим детям:
Не качай ты, коток,
Чужих деточек
Малолеточек.
Поди к нам ночевать
Да Ванюшу качать.
Кот осердился,
На печку спать ложился,
Онучи в голову клал
И Ванюшу не качал.
Слайд 47
Образная система
Часто сравнивают колыбель и вещи кота; понятно,
что у ребенка все оказывается лучше, чем у животного:
У
котика, у кота
Колыбель хороша,
У моего Сашеньки
Лучше.
У кота, кота
Перинушка мягка,
У моего Сашеньки
Мягче его.
У кота, кота
Подушечка бела,
У моего Сашеньки
Соболиная лежит.
Основным приемом становится сравнение, сопоставляются не только предметы, но и окружающие, родственники, например, говорится, что «у кота мачеха лиха».
Слайд 48
Образная система
Для колыбельных песен характерна персонификация предметов и
явлений окружающего мира, наделение животных чертами и качествами людей.
Главным
персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка – живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:
Слайд 49
Образная система
Во многих песнях говорится о вороватом коте:
Повадился
коток
По сметану, по творог.
Как увидели кота
Два лакея из окна,
Они
хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ударили чоботом.
Иногда кот оказывается не виноват в случившемся, бывает и так, что
Повар пеночки слизал,
На меня, кота, сказал.
В колыбельных песнях также рассказывается о двух лакеях, которые гонят кота, забравшегося в погреб «по сметанку и творог».
Слайд 50
Образная система колыбельных
Другие животные упоминаются реже, иногда на
месте кота оказывается зайчик, а в колыбельных северных губерний
можно найти соболей, куниц, лисиц.
Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование:
Люли, люли, люлиньки,
Сели гули на люлиньку,
Стали гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать?
Чайком, молочком, сахарком,
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Ваню кормить.
Слайд 51
Образная система колыбельных
Реже в колыбельных упоминаются другие птицы
– куры, вороны, грачи:
Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам
грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то – скрып, скрып,
А Коленька спит-спит.
В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:
Придет серенький волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит ее в лесок,
Закопает во песок.
Станут Катеньку искать
По болотам, по мохам…
Слайд 52
Авторские колыбельные
Колыбельные напевали не только простолюдины – в
богатых и знатных домах детей также укачивали под монотонные
и нежные песни. Первые литературные колыбельные песни появились предположительно в середине восемнадцатого века. Колыбельные стихи писали многие поэты – как известные, так и не очень. Например, свои колыбельные были у Жуковского, Лермонтова, Блока, Бродского, Хармса и Маршака. Зачастую авторские колыбельные представляют собой перевод народных произведений этого жанра. Также встречаются и талантливые стилизации под фольклор, выполненные в лучших колыбельных традициях. Как правило, авторские колыбельные длиннее народных, они имеют четкий сюжет, а порой и определенную мораль. Но основные черты колыбельных – монотонный ритм, повторы, традиционные герои и образы – сохраняются.
Слайд 53
Ритмические особенности
Древние колыбельные песни не имели рифмы, ее
заменяли повторы однотипных слов или побудительных междометий («Баю-бай, засыпай
/ Скоро глазки закрывай»). Позже появились припевы, основанные на междометиях («Баю-бай», «Люли-люленьки», «А-а-а»), придавшие тексту монотонность и размеренность. «Они могут становиться зачином, концовкой, связующим элементом песен, исполняемых последовательно, а также выступать в роли самостоятельных попевок».
Слайд 54
Другие жанры, используемые как колыбельные
Рядом с традиционными колыбельными
исполняются и другие песни, которым придается характер колыбельных благодаря
мелодии и припеву «баю - баюшки» или «люли, лю-ли-лю». Так, в Архангельской губернии записана известная загадка о колоколе, которая используется как колыбельная.
Утешу царя в Москве,
Короля в Литве.
Старца в келье,
Младенца в люльке,
Красну девку в терему.
Слайд 55
Роль колыбельных в развитии ребенка
Исследования последних лет показали,
насколько важно петь колыбельные песни маленькому ребёнку. Колыбельную песню
невозможно заменить ничем: она является важнейшим инструментом настройки генетической памяти, через неё происходит знакомство ребёнка с окружающим его миром, закладывается позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни, отношение к важнейшим аспектам духовной жизни.
Слайд 56
Роль колыбельных в развитии ребенка
Недаром колыбельная - один
из немногих древнейших жанров фольклора, который бытует до настоящего
времени. В колыбельных песнях зашифрованы знания об окружающем мире и идёт своеобразная передача нравственного опыта от одного поколения к другому. Общаясь с ребёнком перед сном с помощью колыбельной, мама создаёт неповторимую среду открытости и доверия, которая сохраняется потом на долгие годы.