Слайд 2
Цель : представление опыта работы по речевому направлению
развития дошкольника.
Душа и литературное творчество неразрывно связаны между
собой. Именно такого рода творчества позволяет обогатить духовный мир, расширить его рамки и взрастить внутри него самый прекрасный и самый благоухающий цветок.
Слайд 3
Литературное творчество - литературная деятельность человека, заключающаяся в
создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений
с помощью устного и письменного слова.
. Детское литературное творчество -это ещё одна грань литературного творчества, которая представляет реализованные таланты наших с вами детей.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической.
Слайд 5
Диалогическая речь в большей степени ситуативна и
контекстуальна, она более элементарна, чем другие виды речи. Являясь
первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Необходимо развивать у детей умение строить диалог - спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.
Слайд 6
В обучении диалогическому общению мы используем настольный театр,
фиолетовый лес, плоскостные фигурки, объемные фигурки, куклы-бибабо, пальчиковый театр,
игры – драматизации. Эти виды игр мы часто включаем в НОД по развитию речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы, в НОД по звуковой культуре речи. Так же использовалась система ТРИЗ (например, при драматизации сказки дети сами придумывали ее конец).
Слайд 7
Развернутым видом речи является монологическая речь. Эта речь
в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание
и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание.
Монологическая речь - это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развитии дошкольников.
Слайд 8
Ее успешное решение зависит от многих условий, которые
должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Владение связной
монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
Слайд 10
Типы монологов:
Описание – это характеристика предмета
в статике.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо
событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.
Слайд 11
Составление рассказа по картинке и серии картин.
Сначала
ребенок слушает рассказ.
По прочтении надо предложить выбрать и
разложить в нужной последовательности соответствующие картинки.
Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.
Слайд 12
Составление рассказа-повествования.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований:
реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.
Слайд 13
Составление рассказов-описаний.
Этому виду заданий предшествует большая работа по
сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на
отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
Слайд 14
Рассуждение.
У дошкольников особенно важно развитие умения логически
мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.
Слайд 15
Пересказ текстов.
Обучать пересказу детей можно тогда,
когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать
и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.
Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста)
« Котенок»
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
« Рыбалка »
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом – окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Слайд 16
Разучивание стихотворений.
При выборе материала надо, прежде всего,
обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки,
которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
Слайд 17
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам .
При показе каждой картинки ребёнку задаётся вопрос :
«Скажи, что здесь нарисовано?».
Слайд 18
Дидактические игры .Например, в дидактической
игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий
в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна . Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Слайд 19
Настольно-печатные игры Подбор картинок по общему признаку .
В
игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают
картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Слайд 20
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то
событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как
вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Слайд 21
Одним из способов развития связной речи может стать
просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм,
а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Слайд 31
Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так
как цель всех творческих заданий – направить деятельность детей
именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в детях обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления. Дети, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.
Литературное творчество – это одно из проявлений развития личности. Оно требует от юного автора совершенствования многих качеств: фантазии, наблюдательности, душевной чуткости, доброты, чувства юмора, любви к поэзии и родной речи, упорства, трудолюбия. В связи с этим, литературное творчество может выступать как многофункциональное дидактическое средство: формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сфер); обогащения содержания образования, выступая средством обучения, привлекая внешкольный опыт учащихся; воспитания читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение; формирования потребности в общении средствами искусства; преодоления изолированности между составляющими образовательно-воспитательной системы; осознания учащимися процесса обучения и получаемых знаний; оценки результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие и духовно-нравственное воспитание.