Слайд 2
Начало XX столетия вошло в историю
литературы под красивым именем «Серебряный века». Определение «Серебряный век»
было введено в 1933 году Н.А. Оцупом в парижском журнале русской эмиграции «Числа». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами:
В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода считают 1915 год.
Слайд 3
Серебряный век опирался на модернистские течения:
Слайд 4
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве
— совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй
половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Представители: Ф. Сологуб, Л. Андреев.
Модернизм
Слайд 5
Сологуб
Ф. СОЛОГУБ (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863-1927),
русский писатель. Сборник стихов «Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами
отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни; переводы.
Слайд 6
Андреев
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы
носили демократический и реалистический характер («Бергамот и Гараська», 1898).
Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания — в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны — в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) — философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).
Слайд 7
Создание поэтической культуры содействующей духовному возрождению человечества, преобразование
мира средствами искусства.
Особая роль отводилась автору, художнику – роль
прорицателя, пророка способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
Цель модернизма:
Слайд 8
Символизм
С греч. – знак, символ. Это
направление сосредоточено на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых
сущностей и идей.
Слайд 9
Символисты считали, что новое
искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при
помощи образов – символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества.
Символизм
Старшие
символисты
Младо -
символисты
Слайд 10
1890 – е годы « Старшие символисты»: Минский,
Д. Мережковский, З. Гиппиус,
В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф.
Сологуб.
Идеолог: Д. Мережковский
Учитель: В. Брюсов
1900г «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, В. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис.
Теоретик: А. Белый
Слайд 11
Бальмонт
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский
поэт-символист. В стихах — культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление
«железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал.
Слайд 12
Блок
Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме»,
1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906).
Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.
Слайд 13
Белый
БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский
писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии
характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза.
Слайд 14
АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо,
цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг.
(С.
М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев,
А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Годы существования 1913 - 1914
Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий.
Поэты проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.
Акмеизм
Слайд 15
Гумилев
ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е
гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны
апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.
Слайд 16
МАНДЕЛЬШТАМ
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 (15) января 1891, Варшава
— 27 декабря 1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком],
русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Слайд 17
Ахматова
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23)
июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы — 5 марта
1966, Домодедово, под Москвой], русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Слайд 18
Футуризм
С лат. – будущее
Представители: братья Бурлюки, Хлебников.
В дек.
1912г. появилась первая декларация футуристов в сборнике «Пощечина общественному
вкусу».
Слайд 20
Маяковский
В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и
поэтом Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов
«Гилея» (смотри Футуризм). С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.
Слайд 21
Хлебников
Печататься начал в 1910-е гг., входил в литературное
объединение «Гилея». В начале пути разделял панславистские иллюзии, был
и под влиянием Вл. Соловьева, Вяч. Иванова и М. Кузмина. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, и «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно).
Слайд 22
Каменский
КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1961), русский поэт. Один из
первых русских пилотов; ввел в обиход слово «самолет». В
раннем творчестве — футурист. Романтические поэмы «Стенька Разин» (1912-20), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934). Пьесы.
Слайд 23
Н. Асеев
На раннее творчество поэта оказали влияние символисты,
прежде всего К.Д. Бальмонт, а также немецкие романтики
(Э.
Т. А. Гофман). Был знаком с
В.Я. Брюсовым,
Вяч. Ивановым,
С. П. Бобровым. Вместе с Борисом Пастернаком входил в близкую к футуристам группу «Центрифуга».