Слайд 4
ШАББАТ
Нельзя не отметить важность празднования Шаббата. Еврейский писатель
Ахад Ха-Арн сказал: «Не столько евреи сохранили Шаббат, сколько
Шаббат сохранил евреев». Еженедельное празднование божьего дара отмечается как в общине, так и в домашнем кругу. В этот день можно отведать вкусную еду, расслабиться, насладиться общением с ближними и воспеть хвалу Господу. Семья всегда была средством, благодаря которому сохранились и расцвели традиционные еврейские праздники. И так же, как семья сохраняла эти традиции на протяжении веков, сегодня, в наше время, соблюдение этих традиций может значительно укрепить и объединить семью
Слайд 5
Шаббат является наиболее важным из еврейских праздников, и
только этот праздник упоминается в десяти заповедях. Возможно, именно
это и является причиной его особой важности, как и то, что этот праздник дает возможность по-особенному общаться с Богом каждую неделю. Традиционно, еженедельный день отдыха дает членам семьи возможность провести время вместе, отдыхая от ежедневных рутинных обязанностей. Такое единение никогда не было так необходимо, как в наши дни бешеных скоростей.
Слайд 7
На протяжении недели каждый член семьи занят своими
делами, в Шаббат все могут собраться вместе, чтобы поговорить
и помолиться в семейном кругу. Шаббат начинается в пятницу вечеров зажиганием и благословлением по меньшей мере двух свечей, которые символизируют свет и сознание, которые дарует Господь. Благословляется вино, напоминающее о сладости жизни, благословляется хала, яичный хлеб, специально выпекаемый к Шаббату. Бедные семьи раньше могли экономить на еде, собирать по крохам, чтобы достойно отметить Шаббат. Обычно к Шаббату готовился куриный суп и курица в качестве главного блюда. К ужину на Шаббат подается уникальное еврейское блюдо «шолент», еврейская запеканка. Это довольно древнее блюдо, пришедшее из библейских времен. Так как на Шаббат готовить нельзя, то шолент готовится загодя — ставится в духовку в пятницу вечером и медленно готовится всю ночь. Подается он теплым. Зимой теплая еда была просто необходима. В те времена, когда не было индивидуальных духовок, шолент относили общинному пекарю и забирали готовым в субботу. Главными ингредиентами шолента являются картофель, фасоль, лук и немного мяса. Нельзя не признать сегодня энергетическую ценность этого блюда, с его малым содержанием мяса и большим количеством бобовых.
Слайд 9
Еврейскую Пасху празднуют на восьмой день весны, день
освобождения евреев от египетского рабства и становления их как
народа. Первый вечер Пасхи называется «седер» (тайная вечеря). В кругу семьи старшие рассказывают молодым историю исхода евреев из Египта. При этом подают ритуальные блюда. Детям отведена важная роль во время седера. Они задают вопросы о значении и истории подаваемых символических блюд.
Еврейская Пасха объединяет два древних сельскохозяйственных праздника: семейное празднество, называемое Песах, берущее начало во времена Моисеевых скитаний по пустыне и ставшее впоследствии седером, и праздник Маца, который возник позже, когда евреи освоили земледельчество. В этот праздник евреи открывают двери своим друзьям и членам общины.
Слайд 11
Во время Исхода иудеи в спешке бежали и
не могли ждать, когда дрожжевое тесто поднимется. Поэтому они
выпекали пресный хлеб у себя на спинах во время бегства от фараона. Маца, пресный хлеб, символически напоминает им об этом бегстве и борьбе. В течение пасхальной недели не подают ни блюд из дрожжевого теста, ни бобовых, ни риса. Продукты, сделанные из мацы, заменяют все зерновые блюда. Дрожжевые продукты не только не подают, но и выносят из дома. В сефардийских домах соблюдают те же традиции, но готовят другие блюда, учитывая их средиземноморское происхождение.
Традиционно седер — это два первых пасхальных вечера. На второй вечер седер может проходить в синагоге, чтобы собралась вся община. Женский седер становится все более распространенным, давая возможность женщинам собираться и пересказывать их уникальную роль в спасении иудеев.
Слайд 13
В соответствии с традицией, Рош Хашана— это годовщина
творения, или, другими словами, день рождения человечества. Еврейский Новый
год дает нам возможность встретиться с нашими родными, подумать о нашей духовности. Как приятно встретить Новый год в кругу семьи и близких друзей. Все, что делает каждый человек, записано в Книге Жизни. В день Рош Хашана все поступки людей рассматриваются на небесах. Взвешиваются и судятся хорошие и плохие поступки прошедшего года. «На Рош Хашана записано, на Йом Кипур подтверждено... кто будет жить, а кто умрет... но раскаяние, молитва и благотворительность смягчают суровые решения Судей». Традиционное приветствие на Рош Хашана «Пусть тебе подарят хороший год», таким образом, приобретает глубокое значение.
Слайд 14
Обычно в этот праздник к столу подаются яблоки
как символ плодородия. Их окунают в мед, чтобы год
был «сладким». На стол подается чаллах круглой формы как символ бесконечной жизни.
Слайд 16
Йом Кипур скорее соблюдается, чем празднуется. Этот Священный
день, наиболее торжественный из всех праздников, заканчивает десятидневный период
покаяния, начинающийся с Рош Хашана. Именно в течение этих десяти дней евреи вспоминают свои поступки и размышляют о них. Говорят, что «прощение не будет дано, пока о нем не попросят для вас те, кому вы причинили боль». В это время синагоги полны молящимися. Никто не остается в стороне, все молятся за отпущение грехов, совершенных «сознательно или по незнанию». Этот праздник считается очень важным даже теми евреями, кто соблюдает традиции очень редко или совсем не соблюдает. Традиционно Йом Кипур — это день поста. В этот день ничего не едят и не готовят. С последним звуком шофара, горна из рога барана, объявляется конец дня молитв, и двадцатичетырехчасовой пост прерывается сладостями, символом сладкого будущего года.
Слайд 20
Ханука — это праздник повторного освящения. Он длится
восемь дней и празднуется в декабре. Он знаменует повторное
освящение Второго Храма в 165 году до н. э., когда, несмотря ни на что, маленькая группа евреев смогла преодолеть гнет сирийских оккупантов. Сирийцы стремились уничтожить иудаизм и обратить всех евреев в эллинизм. Этот праздник также важен из-за того, что именно в этот день впервые евреи смогли успешно выступить и завоевать свободу религии для всех людей. После достижения победы главной заботой было очистить Храм и повторно освятить алтарь для возобновления ежедневных служб. Примечательно, хотя, возможно, это и не соответствует действительности, что, когда евреи очищали Храм, они смогли найти в нем всего лишь одну бутылку масла для зажигания вечногорящего огня. Но благодаря чуду этой бутылки масла хватило не только на один день. Огонь горел восемь дней — достаточное время, чтобы евреи смогли изготовить новое масло.
Слайд 21
В ознаменование этого чуда, праздник Ханука отмечается восемь
дней. Огонь зажигается в специальной восьмичашевой меноре. Сначала зажигается
всего одна свеча, каждую ночь зажигается еще одна. Ханука преимущественно празднуется дома, семья зажигает и освящает праздничные свечи, и все наслаждаются пищей, приготовленной на масле. Например, готовят такое блюдо, как латкесы. Некоторые люди говорят, что в нем так много холестерина, что нужен целый год, чтобы от него избавиться. В этот день дети играют в игру с дрейделем, поют песни, люди дарят друг другу подарки. Но этот праздник не является «еврейским рождеством».
Слайд 23
Йом Хашоах — наиболее торжественный праздник, появившийся в
еврейском календаре недавно. Этот день, отмечаемый каждый год в
начале мая, такой же печальный, как день Тиш Бав, который отмечает разрушение первого и второго Храмов. Йом Хашоах напоминает о смерти шести миллионов евреев 8 Европе во время нацистского режима Адольфа Гитлера 1933—1945 годов.
Практически один из трех евреев в мире погиб во время ужасных лет холокоста. Евреи отмечают этот день, читая молитвы, вспоминая близких, зажигая свечи в память о погибших, чтобы никто и никогда не забывал о том, что произошло в то ужасное время, и чтобы подобное никогда не случилось снова
Слайд 25
После того как во времена холокоста были уничтожены
миллионы евреев, все думали, что евреи уже никогда не
придут в себя. Но тем не менее в мае 1948 года, через три года после окончания Второй мировой войны, сбылась двухтысячелетняя мечта людей, которые были лишены своей страны и вынуждены были бежать в чужие земли. В 1948 году было возрождено еврейское государство Израиль — первое и единственное государство, в котором большинство граждан составляют люди одной нации — евреи, Йом Хаацмаут отмечает день рождения Израиля. Для евреев этот праздник можно сравнить с Днем Независимости Америки — 4 июля.
Слайд 27
Лаг Бомер, древний праздник урожая зерна, отмечался тем,
что нужно было принести меру зерна, или Омер, в
Храм. Существует множество объяснений того, почему семь недель между Пасхой и Шавуотом — это практически время скорби. Некоторые считают, что причиной скорби является страшная эпидемия чумы, происшедшая в то время. Но, что бы ни было истинной причиной печали, Лаг Бомер, празднуемый в середине печальных семи недель, разрушает эту атмосферу. Это шумный и радостный праздник, время пикников, шашлыков и фейерверков. Обычно первое обрезание волос мальчика в возрасте трех лет происходит на Лаг Бомер.
С этим праздником не связано приготовление каких-либо особенных блюд. В этот праздник к столу подают все, что обычно для каждого пикника, — пирожные, багели, сэндвичи и печенье. В Израиле популярная еда в это время — нут, фалафель, фрукты и орехи .
Слайд 30
Шавиот — фестиваль весеннего урожая, проводимый летом. Раньше
этот праздник был одним из трех праздников Великого Паломничества,
когда каждый должен был посетить богослужение в одном из храмов Иерусалима. Традиционно этот день считается днем рождения Торы, и в этот день празднуется передача людям Закона на горе Синай. Шавиот завершает весенний цикл праздников, которые начинаются с подсчета омеров, связок нового урожая ячменя, которые собирают у храма на второй день Пасхи. В Шавиот обычно читают книгу Руфи. Эта книга, основная в праздник урожая, рассказывает о женщине, нееврейке, от которой пошел род царя Давида. Истории этой книги являются глубоко символичными, так как они передают идею сбора урожая и идею объединения людей вокруг Закона. В честь Закона сначала в этот день на стол подают фрукты, творожные блинцы и другие молочные блюда, так как Закон обычно сравнивается с «молоком с медом».
Слайд 33
Симчат Тора празднует окончание годового цикла чтения Торы.
Кульминацией чтения Торы является чтение последней главы Второзакония и
непосредственно за этим начало чтения первой главы Книги Бытия. Процесс непрерываемого окончания и начала символизируется семью церемониальными кругами прихожан, которые держат в своих руках Тору. Праздник Симчат Тора берет начало из шестнадцатого века, в то время он был способом приобщить детей к Торе. Фольклористы считают, что хождение человека по кругу было раньше одним из способов, который использовал человек, чтобы умилостивить духов. Считалось, что злые духи не могли попасть внутрь круга. В этот праздник принято есть круглые продукты, которые символизируют завершенность года. Сейчас во время процессий Симчат Торы также носят флаг Израиля, увенчанный яблоками.
Слайд 35
Ту Бшеват — еврейский День Древонасаждения — известен
как новый год деревьев и является днем, когда люди
сажают деревья. Этот праздник уходит вглубь времен к древним весенним сельскохозяйственным традициям. Один из дошедших до нас обычаев — это обычай попробовать в этот день по меньшей мере пятнадцать разных фруктов. Такое количество выбрано потому, что этот праздник отмечается на пятнадцатый день месяца Шеват и обычно бывает в январе или феврале. В этот день к столу подают большое количество разных фруктов — сушеных, свежих, печеных.
Слайд 37
История, записанная в библейской Книге Эсфири, отражена в
наиболее оживленном еврейском празднике Пурим. Это единственный праздник, когда
евреи фактически поощряются пить алкогольные напитки. Пурим отмечает окончание гонений евреев. Хотя реальные события в Древней Персии скрыты в глубине веков, и, возможно, ничто подобное никогда и не происходило в реальности, историю сочли настолько важной, что она была включена в Библию. Пурим отмечается костюмированным празднеством, веселым чтением Книги Эсфири, во время которого слушатели радостно кричат и смеются. Во время Пурима можно отведать ха-манташи, треугольные твердые печенья с начинкой. Первое упоминание о маковых медовых печеньях в связи с Пуримом было обнаружено в средневековой поэме Абрахама ибн Эзра, который жил в начале двенадцатого столетия.
Слайд 40
Все символы и смысл традиций Сукота помогают еврею
лучше понять природу и мир, в котором мы живем.
Сукот также напоминает о тяжелых временах скитаний израильтян по пустыне и о Божьей заботе, которая помогла беглецам попасть через сорок лет в землю обетованную. Сукот является предком американского праздника Дня Благодарения. Евреи в этот праздник возносят благодарность за радость урожая и за чудесные дары Господа на протяжении веков.
Слайд 41
Этот праздник начинается с создания Сукка, временного дерева
в саду или на другой открытой площади, и длится
восемь дней, во время которых люди наслаждаются в кругу близких вкусной пищей. Сукка украшается стеблями кукурузы, тыквами и детскими рисунками. Символами праздника являются пальмовая ветвь, ветви мирта, ивы и этрога, лимоноподобного цитрусового. Эти символы были древними талисманами, дарующими дождь, и они символизируют также четыре органа человеческого тела: пальма — позвоночник, ива — глаза, мирт — губы, этрог — сердце.