Слайд 2
Философская антропология - учение о наиболее общих и существенных
объективно-научных и ценностных аспектах человека как природном и социальном
существе. В европейской философии начала и середины ХХ в. существовало учение, которое также называлось философской антропологией. Его представители М. Шелер, Г. Плеснер, Э. Ротхакер и другие достаточно механистически и биологизаторски рассматривали человека, его сущность и структуру. К настоящему времени она потеряла многих своих сторонников и не имеет авторитета ни в Германии, где зародилась, ни в других странах.
Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Это комплексное, многоаспектное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями.
Целью философского исследования человека является создание основного содержания всеобщей концепции человека. Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека. Философское знание о человеке отличается и тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.
Слайд 3
Современная философская антропология решает следующие проблемы:
- выясняет связи
данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими
конкретными теориями о человеке;
- исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие;
- изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;
- объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;
- анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;
- обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;
- аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др.
Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия.
Слайд 4
Основными категориями социально-философского анализа личности являются: «человек», «индивид»,
«личность», «индивидуальность».
Человек - это индивид в единстве природных и социальных,
физических и психических, материальных и духовных признаков с преимущественным акцентом анализа природного, физического и материального.
Под индивидом понимается отдельный представитель человеческого рода, носитель всех основных его антропологических и социальных признаков, которые отражаются понятиями «физическая организация», «психическая организация» и «социальная организация» человека. Индивид, таким образом, - это биосоциальное существо, продукт природной эволюции и общественных отношений, совокупность устойчивого и изменчивого.
Личность - это человек, у которого выделяются прежде всего социальные признаки и роли, выраженные в конкретно-индивидуальной форме на определенном этапе его жизненного цикла или социально-исторического развития. Личность выступает единицей субъект-объектных отношений в обществе, носителем и выразителем общественно-социального.
Слайд 5
Во-первых, личностью является конкретный человек как носитель сознания. Ребенок
с рождением, например, не является еще личностью, так как
не осознает и не оценивает ни себя, ни окружающий мир. С появлением у него таких признаков сознания, как целеполагание, узнавание, осознание (контроль), внимание, оценка, запоминание, управляемое воспроизведение мыслей и других, начинают формироваться черты его личности.
Во-вторых, личность ориентируется в обществе на его ценности, осуществляет общественно-полезную деятельность, выполняет общественные обязанности. Вместе с тем, личность учитывает и свои ценности, осуществляет саморазвитие, соотносит личные и общественные интересы, осознает обязанности перед собой и другими людьми.
В-третьих, существенной чертой личности является ее личное достоинство. Всякая личность обладает совокупностью свойств, определяющих ее уникальность. Ценностное осмысление своей неповторимости, значимости, личных качеств и возможностей составляют основу самоуважения личности, то есть ее достоинство. Достоинство охраняется и защищается личностью, а также соответствующими нормами общества.
В-четвертых, личность обладает способностью нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия.
Слайд 6
Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и
своеобразие ее функционирования и развития, поведения, общения и деятельности.
Прежде всего, в индивидуальных признаках, положительно оцениваемых личностью и охраняемых ею, состоит достоинство. Основными способами выражения достоинства личности являются совесть, честь, долг. Индивидуальность личности проявляется также в особенностях мышления, направленности мировоззрения, в особом соотношении физических, психических и социальных качеств, в характере и темпераменте. Индивидуальность личности закрепляется в стиле и образе жизни, в имени, особенностях поведения, общения и деятельности.
Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя:
определение личности;
соотношение в ней природного и социального, физического и психического, материального и идеального (духовного);
изучение возникновения человека и общества;
анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств;
диалектику личности и общества, природы и личности;
исследование конструктивного и деструктивного в личности, гуманного и агрессивного;
типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотношение смерти и бессмертия и другие элементы.
Слайд 7
Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений,
субъект и объект познания, преобразователь и себя, и мира,
совокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социальных норм. Вместе с тем, личностные качества человека являются производными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический, каждый из которых может более детально рассматриваться в социологическом, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других аспектах.
Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единстве с физическим и психическим ее развитием. В обществе личность есть совокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и живой природы. Личность формируется в процессе деятельности и общения. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации индивида. Этот процесс сопровождается как типизацией личности, так и формированием внутреннего уникального ее облика. Самопознание, самооценка и саморегуляция в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.
Слайд 8
Социальность личности есть степень вовлеченности человека в общественную
жизнь через единство общения и обособления, трудовой и общественно-политической
деятельности для себя и других. Она закрепляется в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявляется как воспроизводство самого человека, а также общества.
Но если сущность личности есть типовая персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее ядро. Следовательно, если личность индивидуальна, то индивидуальность - это ее специфика.
В содержательном плане личность предстает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и развитости духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материально-биологических, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношениях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества.
Содержание личности также есть сложнейшая конкретизация и преломление совокупности общественных отношений во внутреннем мире данного индивида: в сознании, мировоззрении и социальных качествах. Важнейшими элементами личности выступают темперамент и характер, наклонности и способности.
Слайд 9
Структурно личность представляет собой относительно устойчивую, скоординированную, самостоятельную,
динамичную, саморегулирующуюся систему элементов содержания. Главными элементами структуры, выражающими
ее содержание, являются: а) духовный мир личности; б) ее социально-ролевый комплекс, в) природные качества. Существуют и другие подходы к анализу структуры личности.
Каждый структурный элемент имеет свою микроструктуру. Структурные и микроструктурные элементы находятся в динамическом единстве, образуя такую целостность, которая составляет неотъемлемую характеристику соотношения и взаимодействия человека (личности) с системой общественных отношений. В результате осуществляется совершенствование социализации личности и осуществляется ее вклад в общественное развитие. Происходит процесс усвоения социальных ценностей и объективирование социальной сущности личности, формируется социальный тип личности.
В основе типологического определения личности лежит идея о том, что ее формирование есть устойчивый, закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Социально-типические черты, которыми обладают большие группы людей, проявляются у личности неповторимо индивидуально, но выражают не только единичное, свойственное данному человеку, а также особенное (типичное) и общее (общечеловеческое). Человек не сразу становится социально-типической личностью, но вне социальной общности определенного типа нет и типа личности. В качестве основных социальных типов личности выделяются следующие: социально-классовые, социально-профессиональные и национально-этнические.
Таким образом, в совокупности сущностной, содержательной, структурной и типологической характеристик раскрывается человек как личность, личность как человек и индивид.
Слайд 10
Соотношение общества и личности выражается в их дихотомичности,
а также в относительной самостоятельности. Это соотношение представляет как
целое и часть. Личность и общество имеют различия.
Личность есть единство физического живого организма и сознания. Общество – совокупность индивидов, связанных между собой целями, задачами жизнедеятельности, интересами, способом организации жизни и т.д.
Личность имеет носитель сознания – мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания. Общественное сознание функционирует на основе общения и деятельности индивидов и их духовности.
Личность есть единство физических и социальных качеств, физической и духовной культуры. Общество является носителем социальных качеств, а также материальной и духовной культуры, культуры различных субъектов.
Личность имеет свой внутренний мир, закрытый для других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Она, как правило, имеет открытый характер.
Личность функционирует и развивается по своим законам. Прогресс и регресс общества выражают другие законы. Личность как человек физически конечна, ей характерен цикл жизни. Общество будет существовать на планете до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. Эти и другие различия характеризуют относительную самостоятельность личности и общества.
Слайд 11
К закономерностям взаимодействия личности и общества можно отнести:
Во-первых,
определяющее воздействие социальной среды на формирование личности, опосредованное внутренним
психическим миром человека.
Во-вторых, активное обратное влияние личности на социальную среду, общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности.
В-третьих, становление и развитие общественных отношений происходит в процессе и на основе человеческой деятельности.
В-четвертых, зависимость формирования сознания и творческой активности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с другими людьми.
В-пятых, единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе ее формирования, так и в общественной жизни.
Слайд 12
Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития
существенно изменялась. В древних обществах личность была зависима от
родового коллектива, от племени, а также от природы. Это сдерживало процесс индивидуального развития и социализацию личности. Рабовладельческие общества сопровождались активными процессами общественного разделения труда. Возникла дифференциация интересов людей и их ценностных ориентаций. Но личная зависимость от рабовладельцев не позволяла активно развивать процесс осмысления своего «Я» ни рабам, ни рабовладельцам, ни свободным бедным гражданам.
Средневековье определяло взаимосвязь личности и общества сельскохозяйственной и ремесленной общиной, феодальной собственностью и религией. Смысл жизни связывался с стремлением к Богу, избавлением от греховности. Социальная активность личности была невысокой. Часто она подавлялась религией, если противоречила символам и догматике религии. Возрождение провозгласило антропоцентризм и гуманизм как главные принципы взаимодействия личности и общества, но вскоре обнаружилась их утопичность, невозможность осуществления на практике.
Новое время утвердило свободу личности: экономическую, социальную, политическую и духовную. Человек получил широкие возможности для проявления своих возможностей и способностей в обществе. Но социализация личности и ее творческая деятельность стали во многом определяться частнособственническими, индивидуально-эгоистическими интересами, стремлением к наживе, политическим и нравственным лицемерием, бюрократизмом. Современное общество стремится к утверждению соответствующего человеческому в человеке статусу личности. Большое внимание уделяется провозглашению прав и свобод личности, гарантиям их реализации на практике. Меньше обсуждаются вопросы об обязанностях и ответственности личности перед собой, природой и обществом. Требует существенного совершенствования нравственная и правовая регуляция взаимодействия личности и общества, личности и государства, межличностное общение и поведение.