Слайд 2
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн
Тархан ибн
Узлаг
Аль-Фараби ат-Турки ,
известный на
средневековом мусульманском Востоке
как «Второй учитель», т. е. второй после Аристотеля.
Слайд 3
Философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма.
Слайд 4
Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и
уникальность фигуры Аль- Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и
математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - перечень его интересов
Слайд 5
В молодые годы Фараби покинул родной город и
практически побывал во всех городах, связанных с исламом и
арабским халифатом
Слайд 9
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее
количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби
стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья.
Слайд 10
Аль- Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики,
которую впервые разработал Аристотель. Необычность и смелость философских воззрений
Аль- Фараби входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки
Слайд 11
Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил
и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской,
греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.
Слайд 12
Сочинения Аль Фараби
Основные сочинения Аль Фараби: "Геммы мудрости",
"Трактат о взглядах жителей добродетельного города", «Слово о классификации
наук», "Большая книга о музыке". В социально-этических трактатах Аль Фараби развивал учение о «добродетельном городе», руководимом правителем-философом, выступающим одновременно как имам, т.е. предводитель религиозной общины, передающий широкой публике в образно-символической форме получаемые им от «активного интеллекта» истины.
«Большой трактат о музыке» Аль Фараби – важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Аль Фараби оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.
Слайд 14
Историко - философские трактаты
Слайд 17
Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь
же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою
лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Аль-Фараби. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур.
9-10 декабря 1994 г. в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока".
Слайд 18
Научные взгляды аль-Фараби охватывают почти все философские проблемы средневековья: учение
о бытии, вопросы материи и её развития, свойства неорганического
и органического мира, соотношение физического и психического, проблемы познавательной деятельности человека, формы и ступени познания; учение о логическом мышлении, связи мысли и речи, вопрос о разуме и его роли в общественной деятельности человека и т.п. Вопросы бытия, его структуры и категорий особенно подробно излагаются им в трактатах «Существа вопросов», «Трактат о различиях», «О началах существования акциденции и тел».
Слайд 19
Согласно Фараби, бытие состоит из шести ступеней, которые
одновременно являются основами всего существующего и связаны друг с
другом отношениями причины и следствия.
Первая ступень — первопричина (ас-сабаб-ал-аввал),
вторая ступень — вторая причина (ас-сабаб-ас-сони),
третья ступень — третья причина, деятельный разум (ал акл ал-фаол),
четвёртая ступень — четвёртая причина, душа (ан нафс),
пятая ступень — форма (ас-сурат),
шестая ступень — материя (ал-модда).
Слайд 20
Мы видим, что средневековый Казахстан был, одним из
научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар
уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана.