Слайд 2
План:
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Отличие человека
от животного.
Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека
с нижнего палеолита.
Роль труда в антропогенезе.
Происхождение мышления и речи.
Социогенез.
Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху
Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза.
Культурогенез
Возникновение мифологических представлений.
Мифология как первичная форма духовного производства
Бинарная природа человека.
Проблема природы и культуры
Слайд 3
Человек как результат биологической и социальной эволюции
Проблема человека
— одна из основных в философии. Большое значение для
понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Слайд 4
Существует несколько
подходов к решению вопроса о
происхождении
человека.
Слайд 5
Человек по своей сути есть существо биосоциальное.
Биологическое
и социальное в человеке слиты воедино, и только в
таком единстве он существует. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Слайд 6
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к
биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки
человеческой природы.
Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.
Слайд 8
2. Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением
и членораздельной речью.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой
деятельности.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
Слайд 9
Человек —
существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно
незавершенное);
существо универсальное (способное к любому виду деятельности);
существо
целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).
Слайд 10
3. Предки человека. Род Homo.
Биологическая эволюция человека
с нижнего палеолита.
Теория антропогенеза базируется на симиальной (от лат.
«симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны.
Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека:
австралопитековые,
архантропы,
палеоантропы,
неоантропы.
Слайд 11
4. Роль труда в антропогенезе.
Важнейший фактор эволюции человека
- труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку.
Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.
Слайд 12
5. Происхождение
мышления и речи.
Сначала наши предки обменивались
жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного
отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.
Слайд 13
6. Социогенез.
Социогенез — формирование общественных форм жизни в
виде родовой, а затем родовой племенной организации.
Этапы:
Человеческое стадо,
Родовая община,
Соседская
община.
Слайд 14
7. Изменение в социальной организации человека в среднем
палеолите и в кроманьонскую эпоху
Начало торговли,
Некоторые семьи богатели,
Начало
войн,
Возвышение вождей, старейшин, жрецов.
Слайд 15
8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий
этап социогенеза.
Экзога́мия — запрет брачных отношений между членами родственного
(род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время.
Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен:
необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.);
стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс);
необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов).
Термин введён английским исследователем брачно-семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном.
Положение женщин.
Слайд 16
9. Культурогенез
Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе.
Характерные черты
первобытной культуры:
Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры.
Формирование культурных универсалий.
Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение.
Эволюция материальной культуры.
Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, анимизм – общее и особенное.
Зарождение морали. Табу и ритуалы как первые регуляторы общественных отношений.
Внеличностный характер первобытной морали.
Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.
Слайд 17
искусство - это такое изображение мира, которое волнует
людей, пробуждает в их сознании глубокие чувства и переживания.
Во-первых,
искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей.
Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество.
В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота.
В-четвертых, искусство - способ для людей обменяться чувствами и переживаниями друг с другом.
Слайд 18
10. Возникновение мифологических представлений.
В первобытной родовой общине человек
не только жил и трудился бок о бок с
сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем.
Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.
Слайд 19
10. Возникновение мифологических представлений.
Инициация,
Духи и душа,
Происхождение
Обереги и фетиши.
Слайд 20
11. Мифология как первичная форма духовного производства
Мифология (от
греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, — то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.
Слайд 21
11. Мифология как первичная форма духовного производства
Мифы -
древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах
богов и героев многообразны.
Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.
Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.
Слайд 22
Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность.
Личность — 1)
человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2)
определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Наиболее часто встречается понятие индивид. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).