Слайд 2
Джайны ведут свою историю с самых отдаленных времен
вечного, никем не созданного мира , с тех пор,
когда Индия называлась страной Бхарат по имени сына Ришабха-девы –первого пророка.
Джинизм (англизированно-Джайнизм ), как и буддизм, возник в Восточной Индии в VI в. до н.э. Название произошло от имени полулегендарного пророка – Джины – (“победитель кармы” ).
По преданию он родился в 599г.до н.э. и более 30 лет проповедовал свое учение.
Слайд 3
Джайнизм возник как результат недовольства народа кастовой системой,
особенно среди касты кшатриев против засилья касты брахманов (жрецов).
Слайд 4
Джайнизм , как и буддизм ,отверг догмат о
непогрешимости вед (древнейших сборников религиозных текстов , придающих авторитет
жрецам).
Слайд 5
Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том
, что причинение вреда живым существам является величайшим грехом
, а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности – величайшей добродетелью.
Слайд 6
Обеты понимались буквально и строго. Джайнам не разрешалось
заниматься сельским хозяйством, так как оно было сопряжено с
уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых.
Слайд 7
Джайнам предписывалась строгая вегетарианская диета. Они никогда не
прикасаются к мясу или к телу убитого животного, не
участвуют в делах или действиях , могущих повлечь за собой насилие или убийство какой-либо жизни (будь это человек, животное, насекомое или микроб).
Слайд 8
В основе джайнистского учения лежат 4 принципа:
Ахисма
– ненасилие и непротивление злу насилием ,
Сатья – правдивость
мысли и речи,
Астейя – запрет воровства (“не укради”),
Апариграха (аскетизм) – отвращение от мирской суеты.
Слайд 9
Главная идея джайнизма состоит в достижении нирваны, до
которой необходимо пройти путь многих земных перерождений и перевоплощений
, победить и подавить все человеческие слабости и грехи, а главное – жажду власти и насилия.
Слайд 10
Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей
схеме мироздания отводит им весьма незначительное место.
Миром движет всеобщий
закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).
Слайд 11
В отличие от джайнизма главная идея последователей буддизма
состоит в том , чтобы пройти все этапы и
периоды перевоплощений , в том числе и период нирваны , и наконец раствориться в небытии, т.е. прекратить всякое существование.
Слайд 12
Несмотря на отказ от кастовости , джайнизм так
и не стал религией масс , хотя и был
принят многими представителями военной аристократии и слоя зажиточных торговцев .Этому препятствовали суровость джайнистских принципов соблюдения “ненасилия”.
Слайд 13
Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров (пророков).
Значительное
место в джайнстской ритуалистике занимают паломничества и связанные с
ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.