Слайд 2
Характерные черты философии
Онтология - понятие субстанция.
Люди
– это «песчинки в мире», но при этом они
сами творят свою судьбу, они почувствовали себя живыми, активными, способными к познанию.
Гносеология становится главным разделом философии, возникает спор рационалистов и эмпиристов.
Слайд 3
Френсис Бэкон (1561–1626)
знаменитое изречение – «знание-сила».
«О
достоинстве и преумножении наук» (1623). К наиболее известным методологическим
сочинениям относится его трактат «Новый Органон наук» (1620); основные взгляды социальной философии Бэкона нашли свое отражение в утопии «Новая Атлантида» (1627).
Слайд 4
Учение об идолах (заблуждениях)
идолы-рода наиболее устойчивые не поддающимся
полному искоренению;
идолы пещеры представляют собой личные заблуждения, суеверия
;
идолы площади – возникают в результате речевого общения ;
идолы театра возникают из-за увлеченности людьми определенными доктринами, в том числе, и философскими учениями.
Слайд 5
Метод эмпирической индукции
Индукция (способ наведения) заключается в непрерывном
обобщении фактов. Разумное истолкование, полученных опытным путем фактов, позволит
сформулировать «средние аксиомы», постепенное объединений которых позволит сформулировать общие понятия.
Слайд 6
Система таблиц:
присутствия, в нее вносятся свойства, которые есть
у предмета исследования.
отсутствия включает в себя обзор
случаев, в которых нет данных свойств.
сравнений, степеней проявления. В содержание данной таблицы входят свойства, которые в большей или меньшей степени присутствуют в данных явлениях.
Слайд 7
Рене Декарт (1596-1650)
Основными философскими работами являются «Размышления
о первой философии» (1641); «Начала философии» (1644). «Правила для
руководства ума»; «Размышления о методе и метафизические размышления» (1646).
Слайд 8
Учение о радикальном сомнении:
нужно усомниться в правильности данных,
предоставляемых ощущениями;
необходимо подвергать сомнению и данные воображения;
не следует
доверять и результатам мыслительных процессов;
можно усомниться даже в существовании бога.
Слайд 9
Учение о радикальном сомнении
Усомнившись во всем, можно прийти
к несомненному, то есть, к существованию сомнения.
Когда человек
мыслит и утверждает, что все ложно, важно, чтобы субъект, который мыслит это был.
«Я мыслю, следовательно, существую».
Слайд 10
Дуализм в философии Декарта
Материальная субстанция;
главная характеристика – протяженность.
Духовная субстанция;
главная характеристика – неделимость.
Слайд 11
Метод познания: рациональная дедукция:
врожденные идеи воспринимается ясно
и отчетливо посредством интеллектуальной интуиции;
интеллектуальной интуиции предшествует познание внешних
условий;
оживив, таким образом, врожденное знание, вновь вернуться к миру и привести в соответствие существующие факты;
рациональная дедукция (способ размышления, ведущий от общих понятий к частным).
Слайд 12
Джон Локк (1632 - 1704)
Главным философским произведением
Локка является «Опыт о человеческом разуме», над которым мыслитель
работал около 20 лет, и впервые оно было опубликовано 1690 году, в Лондоне.
Трактат «О правительстве».
Слайд 13
Доктрина эмпиризма
(все знание выводится из опыта)
Идеи,
возникающие в уме субъекта, имеют два источника - во-первых,
ощущения (внешний опыт).
Во-вторых, рефлексия – это восприятие действия нашего собственного ума (внутренний опыт).
Слайд 14
Типы достоверного знания:
интуитивно-обобщенное знание Бога, необходимое человеку для
познания самого себя;
доказательное, в котором обобщаются несколько типов идей;
обобщение чувственных данных.
Слайд 15
Учение о «первичных» и «вторичных» качествах:
Первичные качества –
это объективно существующие свойства данного предмета, например, масса, плотность
тела.
Реальные, объективные.
Вторичные - свойства, которые возникают благодаря субъективным способностям человека – вкус, цвет, запах и т.д.
Номинальные, субъективные.
Слайд 16
Либерализм
Либерализм стремится к установлению такого режима правления,
при котором возможно было сосуществование индивидуальной свободы и социального
порядка.
«Естественное состояние», «общественный договор», «общественное состояние», «ограниченная монархия», «принцип разделения властей».
Слайд 17
Дэвид Юм (1711-1776) «Трактат о человеческой природе» (1740)
Основываясь на эмпиризме,
Локка, Юм указывает на то, что способности человека, направленные
на познания мира весьма ограничены.
Познающий субъект имеет дело только с собственными ощущениями – «мир есть совокупность моих ощущений».
Человек не не дано знать даже о том, существует ли мир.
Эмпирическая традиция получила свое завершение в философии агностицизма (от греч. agnostos непознаваемый), представители данного направления отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания мира.