Слайд 2
Бытие.
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория
«бытия». Она выступает в качестве системообразующего принципа философской картины
мира. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от предельного порога обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости человеческого индивидуального бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире.
Слайд 3
Бытие - одно из тех понятий, которые многими
мыслителями прошлого и современности положены в основание философии.
Слайд 4
Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования
мира и всего, что в мире существует, но для
нее начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл. Это и имел в виду Кант, когда дал мудреное на первый взгляд определение бытия: «Оно есть только полагание вещи или некоторых определений самом по себе». Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы и человеческих существ.
Слайд 6
С помощью категории бытия интегрируются основные идеи, вычлененные
в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1.
мир есть, существует как беспредельная и непреходящая ценность; 2. природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3. их различное (по форме) существование — предпосылка единства мира; 4. в силу объективной логики существования и развития мир в различии форм его существования образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Слайд 8
Возможно выделение таких взаимосвязанных основных форм бытия как:
бытие
вещей (тел), процессов, которое
в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
бытие духовного (идеального), которое делится па индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
Слайд 9
Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека. Его
можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух
это внутренний психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мир является достоянием отдельного индивида.
Слайд 10
Сущность и явление
Отдельные материальные системы, как и объекты,
состоящие из таких систем, имеют еще один структурный параметр
— отношение между явлением и сущностью, или, иначе говоря, отношение между феноменалистской и эссенциалистской сторонами.
Слайд 11
Понятие явления определяется как форма проявления сущность как
внешнее обнаружение сущности, т. е. как внешние свойства и
системная структурированность. Такое определение малоинформативное, если не раскрыть понятия «сущность». Под сущностью понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами.
Слайд 12
Категория сущности служит для выделения в системе таких
ее свойств к отношений, которые обусловливают другие ее свойства
и отношения. Явление же это свойства и отношения системы, обусловленные ее сущностью.
Слайд 13
Все материальные системы, заключая в своем содержании причинно-следственные
связи, имеют обусловленное и обусловливающее. Нет ни одной системы,
которая имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без ее проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.
Слайд 15
Явления, т.о., бывают двух типов:
адекватные и неадекватные.
Кажимости, как подтип неадекватных явлений (видимостей), тоже подразделяются на
два вида: а) внутрисущностные и б) кондициональные (межсущностные). При рассмотрении категорий «явление» и «сущность» имеются в виду оба типа явлений (заметим, что термин «явление» даже в философской литературе часто употребляется значениях, тождественных понятиям «материальный объект», «событие», «процесс», «существование», «реальность», а не только как проявление сущности).
Слайд 17
Сущность определяется лишь по отношению к некоторой системе.
Нельзя спрашивать, существенен или нет некоторый признак безотносительно к
какой-либо системе или безотносительно к специфике отношения обусловливания признаков в этой системе.
Слайд 19
Субстанция
Субстанция— материя в аспекте внутреннего единства всех форм
ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая
человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного.
Слайд 21
Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире
как всеобщем единстве, которое включает в себя множество (как
актуальное, так и потенциальное) вещей, процессов, состояний, структур, систем во всем многообразии их форм (как неорганических и органических, так и социальных). Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира?
Слайд 23
В философии Нового времени выделяются две линии анализа
субстанции. Первая связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного
основания бытия, начатая Ф.Бэконом. Для него субстанция ассоциировалась с формой, как материальной причиной вещей, т.е. того, что отграничивает один класс предметов от других. Бэкон именует это «отсечением бесконечности». Субстанция как форма позволяла ему избавиться от кошмара хаотического переплетения видимых явлений и внести в мир некоторую упорядоченность.
Слайд 25
Кант, развивая гносеологический анализ понятия субстанции, указывает на
необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория субстанции,
по Канту, - «условие возможности всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта». В отличие от недиалектического понимания субстанции как неизменного вещественного субстрата, Кант рассматривает ее как нечто внутренне изменчивое.
Слайд 26
Этот подход развивает Гегель, который выделяет внутреннюю противоречивость
субстанции, ее саморазвитие. Однако диалектическая трактовка субстанции, развертывающей свое
содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него субстанция - ступень развития идеи, а не бытия.
Слайд 27
Современная мысль, которая вплотную подошла к осознанию глобального
эволюционизма, пытается по-новому осмыслить идею субстанции. В ее основе
лежит принцип целостности всего материально-духовного процесса. Потенции субстанции реализуются не одновременно, а последовательно. Она рассматривается как система, содержащая в себе множество возможных миров, получающих свою актуализацию в процессе саморазвития мира. Из этого следует вывод о том, что практика дробления человеческого познания на узкие и часто изолированные сферы безнадежно устарела. Современность требует глобальной интеграции познания.