Слайд 2
Эйдетика. Эйдос – «усмотрение сущностей»
инвариант чувственно воспринимаемой вещи,
который остается неизменным в потоке вариаций и непосредственно постигается,
«усматривается» феноменологической интуицией, (Wesenschau).
Слайд 3
Не схема собирания целого из осколков или «подведения
под понятие», но первичность Gestalt
«исполнение» применительно к восприятию вместо
модели «потока сознания»
Проблематичность сознания (сознание – не субстанция)
Слайд 4
«Мы привыкли сосредоточивать внимание на предметах, мыслях и
ценностях, но не на психическом "акте переживания", в котором
они постигаются».
Слайд 5
Этот акт обнаруживается рефлексией; рефлексию же позволяет осуществить
любой опыт.
Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы
рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они "являются« (феномен в узком смысле)
Слайд 6
«Сознание есть сознание о чем-либо»
Интенциональность как системная характеристика
сознания
Сознание как деятельность, не как деятель. Исследование различных типов
актов (неустранимая актуальность сознания)
Слайд 7
Психология и эйдетика
«постоянный приход новых фаз не нарушает
ни на один момент синтетическое единство целостного сознания, фактически
оно остается сознанием одного и того же объекта».
Слайд 8
Феноменолог, который хочет лишь фиксировать феномены и познавать
исключительно свою собственную "жизнь", должен практиковать эпохэ.
Слайд 9
Он должен наложить запрет на любую обычную объективную
"позицию" и отказаться от любого суждения, касающегося объективного мира
Слайд 10
Согласно трансцендентальной философии, любая реальность и мир в
целом, который мы воспринимаем как существующий,
Слайд 11
существует, можно сказать, только в качестве содержания наших
собственных представлений, как нечто высказанное в суждениях или, лучше
сказать, прошедшее проверку в процессе познания
Слайд 12
мир "возникает" внутри нас и изнутри формирует наши
склонности и привычки
Слайд 13
определенно общий смысл мира и определенный смысл его
компонентов есть нечто, что мы сознаем в процессе восприятия,
представления, пиления, оценки жизни, то есть нечто "конституированное"
Слайд 14
понятие «интерсубъективности» - межличностных отношений и межличностного
общения как основы личности и как основы «Эго», которое
дано в языке
Эгология и язык, фиксирующий позицию я
Слайд 15
инвариант языковых сущностей, постигаемый через непосредственно наблюдаемые вариации;
- идеальный язык, независимый от материальной субстанции, по отношению
к которому конкретные языки предстают как материализованные «черновики»,
Слайд 16
Не только языковое высказывание, утверждает Гуссерль, но и
любое познавательное «переживание» (восприятие, представление предмета) заключает в себе
«значение», «смысл».
Слайд 17
Важность для человека приобретает данность предмета сознанию, его
отношение к нему и способ его существования в границах
сознания.
Тетические акты
Слайд 18
Вопрос уже не в том, существует вещь или
нет (традиционный вопрос античной философии), и не в том,
каким способом мы знаем о её существовании (традиционный вопрос философии Нового времени), а в том, каким способом вещь явлена нашему сознанию и каков её смысл.
Слайд 19
Феноменология вовсе не требует какой-либо особой способности понимания
мира; вещь есть только то, что она нам показывает.
Явленность
нашему сознанию и есть её реальность, гарантия подлинного существования (феномен).
Слайд 20
“к самим вещам”.
Сознание – не субстанция
Схоластическая идея о
«слоях» сознания
Значение определяется тем, что в «переживании» заключено отношение
к предмету
Слайд 21
страх, удовольствие, отвращение открывают нам потаённые стороны объекта,
а не нас самих.
Страх есть не то, что
с нами случается, в момент его переживания мы и есть страх. Феноменология становится экзистенциализмом (Хайдеггер,Мерло-Понти).
Слайд 22
Каждому региону сущего свойственно его собственное, уникальное существование,
отличное от других регионов. Смысл интенционального анализа как раз
и заключается в описании различных типов актов сознания, наделяющих смыслом и бытием
Слайд 23
Мерло-Понти
В становлении языка мы должны обнаружить смысловую направленность
и понять ее как равновесие в движении. Например, некоторые
формы выражения приходят в упадок единственно из-за того, что в процессе использования они утратили свою "экспрессивность",
Слайд 24
и это показывает нам, как созданные таким образом
пропуски или зоны уязвимости провоцируют желающих говорить субъектов на
возрождение лингвистических останков, отброшенных регрессирующей системой.
Слайд 25
речь должна идти не о системе форм значения,
отчетливо артикулированных друг относительно друга, и не о строе
лингвистических идей, который сконструирован по строгому плану,
Слайд 26
а об ансамбле конвергентных лингвистических действий-жестов, каждое из
которых будет определяться не столько своим значением, сколько ценностью
собственной роли.
Слайд 27
Конкретные языки далеки от того, чтобы быть "запутанной"
реализацией немногих форм идеального и универсального значения.
«Жест» в языке
Слайд 28
Если же язык в конце концов хочет сказать
и говорит что-либо, то не потому, что каждый знак
является проводником принадлежащего только ему значения, а потому, что все вместе они намекают на это значение, которое постоянно ускользает, если их рассматривать по одиночке, и в направлении которого я выступаю за их пределы.
Слайд 29
Причем сами знаки никогда не содержат в себе
значения и каждый из них выражает что-либо лишь через
свое отношение к ментальному инструментарию и ссылку на некую приспособленность инструментов нашей культуры;