Слайд 2
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть,
при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими
в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.»
(Пётр I)
Слайд 3
Государство в Восточной Европе и в Северной Азии;
Граничит с Кореей, Китаем, Казахстаном, Монголией, Азербайджаном, Грузией, Украиной,
Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией;
Площадь 17075,4 тыс. кв.км;
Население 141,37 млн. человек;
1095 города, 2270 поселков городского типа;
Столица — Москва (10,5 млн.);
Крупные города: Петербург (4,7 млн.), Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград.
Слайд 4
Русская философия – собирательное название философских концепций русских
мыслителей.
Слайд 5
Основной вопрос Русской философии это Человек,
моральные и нравственные проблемы общества. Также, сугубо специфической проблемой
является проблема выбора исторического пути между Востоком или Западом.
Слайд 6
Характерные черты русской философии:
Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно
православию и язычеству;
Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную
критику, публицистику, искусство;
Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
Большая роль проблем морали и нравственности;
Конкретность;
Широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Слайд 7
Проблема человека;
Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
Проблемы
морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России - между
Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
Проблема власти;
Проблема государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего.
Предмет русской
философии:
Слайд 9
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси
IX – XIIвв.
Данный этап русской философии относится к
IX—XII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до времени феодальной раздробленности Руси.
Представители:
Илларион;
Владимир Мономах;
Климент Смолятич;
Филипп Пустынник и другие.
Основные темы ранней русской философии :
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства;
попытки соединить его с язычеством;
государство, право;
природа.
Слайд 10
Илларион (основное произведение – «Слове о Законе и
Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль
в настоящем и будущем Руси);
Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются морально-нравственные вопросы);
Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Слайд 11
Илларион, родом «русин»;
Был священником церкви св. Апостолов в
с. Берестове под Киевом;
Из Берестова он ходил молиться к
Днепру на холм, где выкопал небольшую пещеру и сделался на Руси родоначальником пещерного иноческого подвига;
Ярослав Мудрый, возвел его в Софии Киевской на митрополичий престол, он же стал первым митрополитом из русских;
Деятельности Иллариона как митрополита:
был соавтором Ярослава Мудрого в составлении церковного Устава;
как сообщается в проложном "Сказании об освящении церкви Георгия в Киеве пред вратами св. Софии", освящение было совершено митрополитом Илларионом;
В 1055 г., после смерти Ярослава его преемник был вынужден пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Илларион же удаляется в Киево-Печерский монастырь. О дальнейшей его судьбе и годе смерти летописи ничего не сообщают.
Илларион
Слайд 12
"Исповедание веры"
"Поучение священникам о пользе душевной".
«Слово
о Законе и Благодати» было составлено Илларионом, между 1037
к 1050 гг. Оно является первым известным нам памятником русского церковного торжественного красноречия.
Илларион в «Слове о Законе и Благодати» популяризирует и анализирует роль христианства в настоящем и будущем Руси.
Памятники проповедничества Иллариона:
Слайд 13
Представители:
Сергий Радонежский,
Максим Грек,
Андрей Курбский,
Нил Сорский,
Вассиан Патрикеев,
Аввакум,
Никон,
Философий,
Юрий Крижанич и другие.
Философия периода
татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития русского государства XII—XVII вв.
Главными темами являлись:
сохранение русской духовности;
христианство;
устройство государства;
познание.
Слайд 14
Сергий Радонежский - философ-богослов, идеалами которого были сила
и могущество, универсальность и справедливость христианства; свержение монголо-татарского ига;
Философий
– занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;
Максимилиана Грек – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
Андрей Курбский – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение царской власти, свободу, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей»;
Юрий Крижанич – выступал против схоластики; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
Слайд 15
Родился в семье боярина;
В возрасте 10 лет Варфоломея отдали
обучаться в церковную школу. Он существенно отставал в обучении.
Мальчик со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась;
Когда ему было 13 лет, он повстречал старца, который помог ему в грамоте, дав съесть кусочек хлеба на который предварительно помолился;
После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже был его овдовевший брат Стефан. Вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры.
Варфоломей, оставшись в одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия. Ему было 23 года.
Сергей Радонежский
Слайд 16
Запретил принимать подаяние;
Слава его росла; в обитель стали обращаться
все сословия. Слава Сергия дошла даже до Царьграда;
Сергий ввёл в
монастыре общинножительный устав;
Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые ожесточённые сердца; часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться князю московскому;
Дал благословение Дмитрию Донскому на Куликовскую битву;
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца;
Сергий, за полгода прозрел свою кончину;
Сергий причислен к лику святых в 1452 г.
Слайд 17
Представители:
Философы эпохи петровских реформ:
Феофан Прокопович;
В. Н. Татищев;
А.
Д. Кантемир;
Материалистическая философия середины и второй половины XVIII в.:
М.
В. Ломоносов;
А. Н. Радищев и другие.
Философия XVIII в.
Слайд 19
Елисей родился в купеческой семье. Образование получил в
Киево-Могилянской академии, обошел пешком всю Европу. В 1701 г.
в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия;
Своими дарованиями обратил на себя внимание папы, не пожелал остаться в Риме и в 1704 г. вернулся в Киев;
Преподавательская деятельность;
Пётр I вызвал его в Петербург для осуществления реформы церкви;
При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом, с 1726 года — первенствующий член Синода;
Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, значительные денежные суммы;
Прежний горячий защитник реформы, при изменившихся условиях русской жизни, обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже тогда, когда он противоречил его идеалу.
Феофан Прокопович
Слайд 20
Отрицание авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного,
критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам;
отрицательно относится
к старым формам московской церковной и общественной жизни;
он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем этого направления.
Слайд 22
Родился в семье военного врача, в Москве;
По окончании
училища, поступил в Военно-Инженерное Училище. В эти годы произошла
драма — его отец был убит;
Увлечен идеями утопического социализма участвовал в кружке петрашевцев;
Достоевский был присужден к смертной казни. Но перед расстрелом помилован и сослан в Сибирь;
Жил он все время очень бедно;
Философия Достоевского искала выражения в художественном творчестве;
На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки.
Ф. М. Достоевский
Слайд 23
“истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть
то же добро и та же истина, телесно воплощенная
в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, из этого следует что красота спасет мир”
“были для него совершенно ясны: отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа”
Слайд 24
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием»
«Правду говорят
только те, у кого нет остроумия»
«Страдание и боль всегда
обязательны для широкого сознания и глубокого сердца»
«Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»
Слайд 25
Русская и советская философия XX в.
Представители:
Русская религиозная философия:
С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского;
Философия космизма: Н. В.
Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского;
Естественнонаучная философия: И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, М. М.Ковалевского;
Советская философия: Н. И. Бухарина, А. Богданова, А. Ф. Лосева, А. М. Деборина, Л. Гумилева. М. Мамардашвили, В. Асмуса, Ю. Лотмана;
Философия «русского зарубежья»: П. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева;
Слайд 26
Н. А. Бердяев
Родился в дворянской семье;
Поступил
на естественный факультет Киевского университета, через год перешёл на юридический;
Попадал в тюрьму: «Первый раз я был арестован в 20 году в связи с делом, к которому никакого прямого отношения не имел…». Во второй: «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян...»;
Переехал в Париж;
«В последние годы я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, я имел собственность, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало…»;
«Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании»;
Умер в 1948 г. от разрыва сердца.
Слайд 27
Охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения
и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию и др.
Ключевая роль принадлежала свободе и
творчеству: единственный механизм творчества — свобода.
Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен.
Свобода, которая нарушает «божественную иерархию бытия», порождает зло.
Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
Слайд 28
«Моя философия есть философия духа. Дух же для
меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я
утверждаю примат свободы над бытием.»;
«В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!»
«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.»
Слайд 29
Современная русская философия
выражает противоречивые устремления общества и представлена
двумя направлениями:
Попытки найти обоснования духовности в русской православной
традиции.
Русская философия существует в рамках мировой философии и развивает идеи современных направлений как постмодернизм и феноменология, задействуя философские категории для истолкования фрагментов бытия.
Слайд 30
В России философия никогда не была
главенствующей отраслью культуры, а была служанкой религии в течение
продолжительного времени с самого возникновения русской философии до XIX в. Наука в России получила развитие только в после петровские времена. Кардинальный прелом произошел с приходом большевиков к власти, т. к. из служанки богословия она стала служанкой идеологии. Современный этап развития философии ещё не получил пока чётких очертаний.
Вывод:
Слайд 31
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием»
(Достоевский Ф. М.)
«Правду говорят
только те, у кого нет остроумия»
(Достоевский Ф. М.)
«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Достоевский Ф. М.)
«Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест» (Достоевский Ф. М.)
«Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием.»; (Бердяев Н. А.)
Хрестоматия:
Слайд 32
«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же
легко.» ( Бердяев
Н. А.)
«Ничто сразу не останавливается.» (Циолковский К. Э.)
«Философствовать – это значит развивать в себе единое стройное существо» (Лавров П. Л.)
«…кто вникал в деяние природы, тот знает, что она действует всегда единовременно…» (Радищев А. Н.)
«Полуживое, полубожественное, сознание человека вечно двоится между сном и бдением…» (Трубецкой С. Н.)
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности…» (Ленин В.И.)
Слайд 33
«В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее
деспотична любовь женская, требующая себе всего!»
(Бердяев Н. А.)
«Вещество биосферы состоит из двух состояний, материального и костного…» (Вернадский В. И.)
«…отвлеченной истины нет; истина конкретна…» (Чернышевский Н. Г.)
«Нельзя сравнить охлажденных результатов с пламенем и горением в момент их зарождения…» (Бердяев Н. А.)
«Нельзя освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри.» (Герцен И. А.)
Слайд 34
Анархист – отрицающий всякую государственную власть, организованную политическую
борьбу.
Аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов,
порой включающий в себя самоистязание.
Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
Душа - совокупность психических явлений; внутренний мир человека.
Жизнь — форма существования материи.
Игумен - настоятель православного монастыря.
Иноческий подвиг - монашеский подвиг.
Словарь
Слайд 35
История - прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.
Истина — отражение
объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно
существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Концепция, или концепт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет.
Красота́ — эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.
Либеральная философия – это философия принципа гражданских, политических, экономических свобод.
Марксисты - последователь учения о законах общественного развития, о неизбежности социалистической революции, практическое применение этого учения.
Слайд 36
Материализм – утверждает объективное существование мира и познаваемость
его закономерностей, первичность его материи.
Мир в широком смысле — всё, что существует,
Вселенная Мир в более узком смысле — планета Земля (например: «страны мира»).
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.
Наука – социальный институт, конституирующий в условиях общественного разделения труда, определённую общественную необходимую сферу человеческой деятельности, образующих в совокупности научную картину мира.
Народник - участник общественно-политического движения, боровшегося за идеи крестьянской демократии и перехода России к социализму через крестьянскую общину.
Нестяжатели - противники церковного землевладения в России (конец XV - начало XVI веков).
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.
Общество – единство человеческих отношений.
Слайд 37
Объект (лат. objectum — предмет) - предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).
Ортодоксально-монархическая
философия - общественно-политический и нравственный порядок. Ее главным лозунгом
в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность».
ПАНЕГИРИК м. греч. безусловная похвала, похвальное слово.
Панегирист, сочинитель панегирического слова
Петрашевцы —участники собраний у М. В. Буташевича-Петрашевского. Были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века.
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века.
Познание — совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Право - Возможность действовать, поступать каким-н. образом.
Слайд 38
Православие ( с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное
сла́вление») — в современном широком словоупотреблении означает направление в христианстве.
ПРАВДА —понятие, обозначающее
абсолютную истину.
Проблема (др. греч. προβλήμα) — положение, причинность, условие, вопрос, объект, который создаёт затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком чего либо для сознания субъекта.
Пустынь — уединенное монашеское поселение. Позже так назывались и многолюдные монастыри.
Разум - это та самая система, которая концентрирует реальность в том измерении, в котором логически определяет возможности наиболее рационального использования закономерностей.
Революция — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Революционно – демократическая философия – идеология крестьянской демократии.
Слайд 39
Религия – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере
в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.
Утопический
социализм - учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.
Свобода – возможность воплотить свои желания.
Совершенство (идеал) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления.
Справедливость – беспристрастие.
Субъект — носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта.
Ум (др. греч. νοῦς, лат. intellectus) — познавательные и аналитические способности; в более тесном словоупотреблении отождествляется с разумом, интеллектом или рассудком.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от греч. φαινόμενον и λόγος – учение о феноменах).
Феномен — необычное явление, редкий факт, то, что
Слайд 40
Феномен — внутренний опыт, который осознаётся, данные личного опыта.
Феодальная раздробленность – процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных
земель.
Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления (познания).
Христианский натурализм - взгляд на мир, согласно которому природа и бог выступают как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего.
Цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления.
Ценность — значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ.
Человек – существо котором бессознательное борется с сознательным. Для философии человек – ВСЕЛЕННАЯ.
ЭСТЕТИКА — наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства
Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность.
Слайд 41
- вопросы с выбором ответа (тест)
- соотношения
- вопросы
на размышление (синквейн)
Проверочная
работа
Слайд 42
Сугубо специфической проблемой России является проблема…
человека и его
место в обществе.
этики.
выбора исторического пути между Востоком или Западом.
Русская
философия – это…
философское течение созданное в России.
собирательное название философских концепций русских мыслителей.
раздел философии изучаемый только в России.
Тест:
Слайд 43
Сколько насчитывается этапов в формировании Русской философии?
а) 5
b)
7
c) 6
Единственный механизм творчества — свобода. Кто из философов так
считал?
Илларион
Н. А. Бердяев
Ф.М. Достоевский
Кто из философов имел паронормальные способности?
Сергей Радонежский
Ф. М. Достоевский
Феофан Прокопович
Слайд 44
Соотнесите исторический период и философа, творившего в это
время:
Период древнерусской философии IX – XIIвв.
Период древнерусской философии
XII—XVII вв.
Философия XVIII в.
Философия XIX в.
Русская и советская философия XX в.
С. Радонежский
Илларион
Н. А. Бердяев
Феофан Прокопович
Ф. М. Достоевский
Слайд 45
Русская философия
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Синквейн
(вторая строка – описание темы в ДВУХ
словах, как правило прилагательными)
(третья строка – описание действия в
рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами)
(четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к этой теме)
(пятая строка – ОДНО слово – синоним первому, эмоционально–образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы)
Слайд 46
Литература:
Введение в философию: составитель Бобров В.В., Учебное пособие
– М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. – 288с.
– (серия «Высшее образование»)
Основы философии: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А. Горелов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
Философия: учеб. – 4-е изд., составители Алексеев П. В., Панин А. В., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г. – 592 с.;
Энциклопедия необходимых знаний. Книга эрудита \ Автор – Э68 составитель В. А. Менделев – Харьков: Книжный клуб «Книжный Семейного досуга», 2007. – 352 с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/;
http://www.wisdoms.ru/pavt/p22.html;
http://traditio.ru/wiki/;