Слайд 2
1. Понятие рационализма и иррационализма в истории.
Согласно рационалистическому
мировосприятию:
весь мир разумно устроен;
люди могут создать лучшие условия
своего существования, опираясь на рациональные принципы.
Однако, во второй половине XIX в. процессы автономизации личности приобрели необратимый характер.
Слайд 3
Во второй половине XIX века процессы автономизации личности
приобрели необратимый характер:
Весь массив культуры оказался противопоставленным человеку и
полностью отчужденным от него.
В мышлении целого ряда теоретиков этой эпохи утверждаются иррациональные принципы.
Мир предстал как воплощение непонятных хаотических закономерностей - чуждая противостоящая человеку среда.
Слайд 4
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Основной философский труд — «Мир
как воля и представление» (1819).
Иррациональный стиль мышления носит мистический
характер, основан на вере в существование не подчиняющихся разуму сил , управляющих жизнью.
Слайд 5
Объединяющей является идея о том, что наш мир
не является единственной реальностью, и существует другая реальность, не
постигаемая разумом .
«Мировая Воля» - стихийная, слепая и бессмысленная сила, придающая энергетический импульс всему существующему
Слайд 6
Сёрен Обю Кьеркегор (1813 - 1855)
Обосновывал вторичность
рациональности и первичность чистого существования
(экзистенциальности), находящего смысл в
вере
Слайд 7
Кьеркегор противопоставляет философии Гегеля антропологическую философию:
В качестве
ведущих выдвигаются категории: индивид, судьба, отчаяние, страх, решимость.
Вся
философия разворачивается вокруг existentia –индивидуальной человеческой жизни человека.
учение о трех стадиях человеческого существования .
Слайд 8
Смысл жизни обретается человеком в результате трех стадий
жизненного пути
эстетическая стадия ( человек живет непосредственно, не
задумываясь о цели и смысле жизни).
этическая стадия ( начинается, когда человек задумывается о смысле своей жизни).
религиозная стадия ( ее достигает тот, кто путем высших душевных усилий способен обрести Бога).
Слайд 9
По Кьеркегору отчаяние - единственная возможность прорыва к
Богу
Слайд 10
«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью,
несоответствующей ожиданиям человека.
«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания
быть самим собой, добиться непрерывности Я.
«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.
Слайд 11
Страх возникает из осознания собственной смерти и риска
неправильного распоряжения собственной свободой
Слайд 12
Фридрих Вильгельм Ницше
(1844- 1900)
Подверг резкой критике
религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную
этическую теорию
Слайд 13
Основные идеи Ницше:
Воля к власти. Беспощадная борьба за
существование согласно Ницше – закон жизни.
Переоценка ценностей. Отказаться
от всех прежних ценностей культуры, сделав главным принцип «падающего подтолкни!» .
Концепция смерти Бога. Людей не должны объединять никакие ценности, в том числе ценности религии.
Слайд 14
Воля к власти. Беспощадная борьба за существование согласно
Ницше – закон жизни.
Переоценка ценностей. Отказаться от всех
прежних ценностей культуры, сделав главным принцип «падающего подтолкни!» .
Концепция смерти Бога. Людей не должны объединять никакие ценности, в том числе ценности религии.
Миф о сверхчеловеке. Личность принципиально нового типа не скованная предрассудками, способная уничтожать и подавлять других.
Идея вечного возвращения. Согласно Ницше между людьми невозможно сотрудничество, следовательно, движение вперед останавливается и превращается в вечное повторение одного и того же.
Слайд 15
Вильгельм Дильтей
(1833- 1911)
Немецкий историк культуры и философ-идеалист,
представитель философии жизни.
Ввел понятие наук о духе,
оказавших огромное
влияние на современные исторические науки в Германии.
Слайд 16
Основные идеи Дильтея
резко противопоставляет науки о духе наукам
естественным;
наука о духе имеет дело с психической деятельностью
— переживанием — и должна соответствующий ей метод;
психическая жизнь –это непрерывный поток, метод «толкования» жизни — описательная психология
Слайд 17
резко противопоставляет науки о духе наукам естественным;
наука
о духе имеет дело с психической деятельностью — переживанием
— и должна соответствующий ей метод;
психическая жизнь –это непрерывный поток, метод «толкования» жизни — описательная психология
История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы»
Дильтей пытается соединить две системы: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма.
Стержень исторического развития видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав основным понятием развития метафизику .
Слайд 18
Анри Бергсон (1859 —1941)
Один из крупнейших философов XX
века, представитель интуитивизма и философии жизни .
Слайд 19
Основные идеи А. Бергсона
Утверждает в качестве подлинной и
первоначальной реальности жизнь.
Определяет сущность жизни при помощи понятий
«длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв».
Целостное постижение действительности может быть лишь «эмоционально-интуитивным».
Слайд 20
Утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь.
Определяет сущность жизни при помощи понятий «длительность», «творческая эволюция»
и «жизненный порыв».
Целостное постижение действительности может быть лишь «эмоционально-интуитивным».
Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь
Учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом»
Человек находится на самом острие творческой эволюции
В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа» социальности и морали - «закрытую» и «открытую»
Слайд 21
«Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность
приносится в жертву коллективу .
«Открытая» мораль отдает приоритет проявлению
индивидуальности, созданию нравственных, религиозных и эстетических ценностей