Слайд 2
6. Языки и символы культуры
7. Культурные нормы
8. Культура
и религия
9. Социокультурная динамика
Слайд 3
Культурология как наука.
Культурология - это область гуманитарного знания,
охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Впервые
термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).
Слайд 4
Цель культурологического исследования - понимание как своей, так
и иной культуры;
Предмет - содержание общественной жизни
Основные задачи культурологии:
анализ
культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Слайд 5
(от лат. colere-cultura- возделывание, обработка) – это понятие,
охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств
ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез.
Культура
Слайд 6
В структуру культурологии входят:
философия и теория культуры;
история культурологических
учений;
история мировой и отечественной культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология.
Слайд 7
анализ культуры как системы культурных феноменов;
исследование ментального содержания
культуры;
выявление типов связей между элементами культуры;
исследование типологии культур и
культурных единиц;
разрешение проблем социокультурной динамики;
исследование культурных кодов и коммуникаций.
Основные задачи культурологии:
Слайд 8
Междисциплинарный характер культурологии:
Психология предоставляет возможность глубже понять специфику
культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления
его духовного мира.
Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира.
Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.
Слайд 9
Междисциплинарный характер культурологии:
Культурология возникла как интегративная отрасль научного
знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология,
антропология, этнография, искусствоведение, психология.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.
Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.
Слайд 10
Структура культурологии
философия и теория культуры;
история культурологических учений;
история мировой
и отечественной культуры;
социология культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология
Слайд 11
Понятие культуры и многообразие подходов к определению
Слайд 12
Структура культуры
МАТЕРИАЛЬНАЯ культура:
культура труда и материального производства;
культура быта;
культура
топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
физическая культура.
Слайд 13
Определение понятия
Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой
деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты,
используемые человеком.
Слайд 14
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:
- познавательная и интеллектуальная культура;
-
культура речи;
- мораль;
- искусство;
- религия;
- наука;
- философия;
-
образование.
Слайд 15
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные
стороны духовной жизни человека и общества.
Духовная культура включает в
себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;- совокупносфть нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Слайд 16
Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной
или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры,
«пронизывая» всю ее систему.
Материально-духовные виды культуры:
- экономическая культура;
- политическая культура;
- правовая культура;
- экологическая культура;
- эстетическая культура.
Слайд 17
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Человекотворческая (преобразующая).
Человек живет не в природе,
а в культуре. В ней он сам себя познает.
Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
Слайд 18
преобразующая. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы
исторического прогресса.
Проявляется в закреплении результатов социокультурной
деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Слайд 19
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Познавательная функция.
Потребность в
ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину
мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Коммуникативная функция.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
Слайд 20
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является
следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей
среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
Слайд 21
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные
системы образов культур народов. Их знание и прочтение -
семиотическая функция.
Духовно-нравственная. Это - воспитательные роли культуры.
Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.
Слайд 22
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Ценностная (Аксеологическая).
С ее
помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы
их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.
Слайд 23
Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация (от лат. Civitas, что
означает "государство, сосредоточенное в городе" и "civilis", характеризующего "гражданина"
как "городского жителя". Принято считать, что впервые слово "цивилизация" употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате "Друг законов" (1757). По его определению, "цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития".
Слайд 24
Многозначность понятия «Цивилизация»
Несовпадение культуры и цивилизации представил в
своей концепции О. ШПЕНГЛЕР («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как
фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.
Слайд 25
Многозначность понятия «Цивилизация»
Культура - совокупность духовных возможностей человеческого
общества на той или иной ступени развития.
Культура задает смыслы
и цели общественного и личностного бытия.
В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.
Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Культура имеет душу.
Слайд 26
Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация - совокупность условий, необходимых для
осуществления этих возможностей.
Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства,
регламент человеческого поведения.
Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.
Слайд 27
Многозначность понятия «Цивилизация»
Цивилизация есть явление общее и повсюду
повторяющееся.
Цивилизация же имеет методы и орудия.
Цивилизация определяет место и
роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.
Слайд 28
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
(схема проф. М.С.Кагана)
Первобытное
cостояние - Доцивилизационный тип культуры
Традиционная культура - Цивилизация в
культуре
Индустриальная цивилизация - Культура в Цивилизации
Постиндустриальное общество - Отождествление Культуры и Цивилизации
Слайд 29
Типологизация цивилизаций
Цивилизации различаются:
по господствующему типу хозяйственной деятельности:
земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные;
по принципу естественно-географической среды: открытые,
закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);
по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э.ТОФФЛЕРА: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному принципу
Слайд 30
Типологизация цивилизаций
Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития:
традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип
цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
Слайд 31
Основные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской культуры:
представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить
с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу);
абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);
Слайд 32
деятельность человека направлена на преобразование мира, а не
самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);
технико-технологическая оптимальность
развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;
быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.
Слайд 33
А. ТОФФЛЕР (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации.
"Аграрная
волна"
"Индустриальная волна"
Грядущая "третья волна"
Слайд 35
Черты современного кризиса культуры
В представленных Римским клубом
исследованиях выделено несколько типологических черт современного кризиса:
ориентация на принцип
количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ;
возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу;
Слайд 36
черты, связанные с развитием самого общества: риск гигантских
катастроф, поскольку современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для
воздействия природных стихийных и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.
Слайд 37
Выход может быть найден, прежде всего, на пути
изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека.
Суть и
смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.
Слайд 38
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом
«терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration,
нем. — Toleranz, фран. — tolerance.
Слайд 39
Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и
норм поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры
от одного поколения к другим.
Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.
Слайд 40
Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего
культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого
народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.
Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Слайд 41
ЗНАК —
это материальный предмет (явление, событие), выступающий в
качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения
и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.
Слайд 42
СИМВОЛ -
одно из самых многозначных понятий в культуре.
Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил
simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.
Слайд 43
Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для
членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры
иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.
Слайд 44
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан
на привычке и относится к коллективным формам действия.
Если
привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Слайд 45
Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных
норм. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм,
осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Слайд 46
РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять)
система представления
мира, основанная на том, что человек ощущает связь с
неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания.
Слайд 47
Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество
и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного,
определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт
Слайд 48
Вера, верность, уверенность, достоверность -
все это слова, однокоренные
с латинским veritas - истина. Уточнение понятия вера -
только первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера - вера религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия - это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры - мифологией, фольклором, вообще с искусством.
Слайд 49
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных
систем ценностей. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.
Слайд 50
МИФ, мифы (от греч. mytos – сказание) –
это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах,
духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.
Слайд 51
ИСКУССТВО
есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении
и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для
человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.
Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы САКРАЛЬНЫХ смыслов.
Слайд 52
Социокультурная динамика
Широкое использование понятия динамика культуры приходится
на вторую половину ХХ в., когда в области научной
аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. «ДИНАМИКА» (от греч. dinamis) переводится как «сила».
Слайд 53
Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые
происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и
внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Развитие культуры происходит как через изменение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм.
Слайд 54
Наиболее древним является представление о том, что изменения
в мире подчинены закону повторяемости, обратимости.
Циклическая повторяемость –
закон биологического существования, ему подчиняется мир природы и человек. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса.
Подобные взгляды были распространены в V- V вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сым Цянь) философии.
Слайд 55
Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой
культуры и в XIX- нач. XX вв.
Она представлена
в теории культурно-исторических типов у русского социолога Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО,
жизни «культурных организмов» в концепции О. ШПЕНГЛЕРА,
«круговороте локальных цивилизаций» А. ТОЙНБИ,
теории «этногенеза Л.Н. ГУМИЛЕВА