Слайд 2
Бытие
Под бытием в самом широком
смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие
о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения.
Учение о бытии (онтология) – важный раздел философского знания.
Слайд 3
Фалес
Основополагающим началом считал воду, жидкость.
Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой
находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду.
Слайд 4
Анаксимандр
Субстанциальное начало космоса - апейрон.
К наибольшим
обобщениям «прорывается» Анаксимандр. Апейрон не похож ни на воду,
ни на воздух. Пытаясь отойти от чувственно-конкретных образов, он полагал апейрон (греч. – безграничное) общим основанием, единым безграничным вместилищем, откуда обособляются имеющие свои границы Космос, Солнце, Земля, вещи.
Слайд 5
Анаксимен
Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух, путём
сгущения или разрежения которого возникают все вещи
«Подобно тому как
воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.
Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.
Слайд 6
Гераклит
Главное в философии:
Началом всего
сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности.
Гераклита
интересует и другая проблема – состояние мира: как он существует? «Все сущее, - отвечает философ, - течет (движется), и ничего не остается на месте». Ему приписывают изречение:
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
Все находится в постоянно меняющемся состоянии.
Идя дальше в своих рассуждениях, он ставит вопрос о причине изменения и называет таковой борьбу противоположных сил: холодного и горячего, влажного и сухого и т.п.
Считается создателем диалектики, понимаемой как учение о единстве противоположностей.
Слайд 7
Демокрит
Основополагающим началом считал атом.
Бытие мыслится как совокупность
мельчайших частиц, которые взаимодействуют между собой, вступают в различные
отношения, передвигаются в пустоте. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела.
Демокрит допускает небытие, которое «существует нисколько не менее, чем бытие». Под ним он подразумевает пустоту.
Слайд 8
Платон
Основополагающим началом считал «идею».
Он считает, что реально существуют
не только, к примеру, прекрасные вещи, мужественные люди, но
и прекрасное само по себе, мужество, как таковое. При этом первое он называет эйдосом (идеей), что обозначает внешний вид, образ, и полагает его важнее второго. «Идея» становится главной категорией платоновского анализа. Она мыслится как модель, образец вещи, ее суть, а поэтому предшествует ей, как замысел мастера предшествует его творению. Вещи же, делает вывод философ, существуют постольку, поскольку они подражают той или иной идее, поскольку она в них присутствует.
Бытие у Платона оказывается разделенным на мир вещей, он называет его неистинным бытием, и мир идей – истинное бытие, мир сущего. Первые возникают, изменяются и исчезают, вторые – бессмертны, вечны, неизменны, и их Платон помещает в особый, занебесный мир. Нетрудно заметить, что идеи как сущность вещей отрываются от них самих (от существования) и им придается статус первичности
Слайд 9
Аристотель
Предполагает, что перводвигателем выступает Бог – «вечная, неподвижная
и обособленная от чувственно воспринимаемого мира сущность». Бог, стало
быть, и становится тем последним условием, без которого ничто не существует и от которого все зависит. Бог – безличное универсальное начало и цель, куда все стремится, чтобы осуществить свое бытие.
Аристотель выдвигает свое представление о бытии как единстве формы и материи. При этом материю он понимает как то, из чего состоят вещи, и что обладает еще двумя свойствами: пассивностью и одновременно способностью принять любую форму, как глина под руками гончара. Чтобы как-то определить составляющие материи, философ прибегает к уже известным четырем элементам: огонь, вода, земля, воздух и добавляет еще один – эфир, считая, что различные их сочетания и задают качественное многообразие мира.
Слайд 10
Сократ
Основной философский вопрос решает как идеалист: первичным для
него является дух, сознание, природа же – это нечто
вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа.
Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души.
Знаменитые высказывания:
«Я знаю то, что ничего не знаю»
"Познай самого себя"